В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 26 марта 1998 г. № 157 «О государственных праздниках, праздничных днях и памятных датах в Республике Беларусь» ежегодно 15 марта в стране отмечается праздничный день – День потребителя.
В 2020 году Всемирный день защиты прав потребителей проходит под девизом: «За ответственное потребление».
Продвижение идеи рационального и ответственного потребления является актуальной для жителей не только нашей республики, это глобальная проблема, решение которой зависит от участия каждого человека. Устойчивое потребление и производство направлено на то, чтобы «делать больше и лучше меньшими средствами», наращивая выгоду от экономической деятельности за счет сокращения объема использования ресурсов, эффективного управления способами утилизации загрязняющих веществ, поощрения переработки и уменьшения отходов при одновременном повышении качества жизни.
Отношения в области защиты прав потребителей регулируются Гражданским кодексом Республики Беларусь, Законом Республики Беларусь от 9 января 2002 г. № 90-З «О защите прав потребителей» и иным законодательством, международными договорами Республики Беларусь, а также международно-правовыми актами, составляющими право Евразийского экономического союза. Право потребителя на просвещение в области защиты прав потребителей обеспечивается посредством информирования государственными органами, общественными объединениями потребителей, продавцами, исполнителями, в том числе посредством привлечения средств массовой информации к пропаганде и систематическому освещению вопросов защиты прав потребителей.
В соответствии со статьей 43 Закона Республики Беларусь от 9 января 2002 г. № 90-З «О защите прав потребителей» местные исполнительные и распорядительные органы обязаны:
– рассматривать обращения потребителей в соответствии с законодательством об обращениях граждан и юридических лиц;
– организовывать разъяснение законодательства и консультировать население по вопросам защиты прав потребителей;
– при выявлении товаров (работ, услуг) ненадлежащего качества, а также опасных для жизни, здоровья, наследственности, имущества потребителя и окружающей среды незамедлительно извещать об этом республиканские органы государственного управления (их территориальные органы) в соответствии с их компетенцией;
– направлять предписания изготовителям (продавцам, поставщикам, представителям, исполнителям, ремонтным организациям) о прекращении нарушений прав потребителей;
– при выявлении случаев реализации потребителям товаров (работ, услуг) без предоставления необходимой и достоверной информации, или с истекшими сроками годности и (или) сроками хранения, сроками службы товаров (результатов работы), или без указания таких сроков, если их установление обязательно, направлять предписания изготовителям (продавцам, поставщикам, представителям, исполнителям, ремонтным организациям) о приостановлении производства и (или) реализации потребителям таких товаров (работ, услуг) либо о прекращении реализации потребителям таких товаров (работ, услуг) до устранения допущенных нарушений;
– направлять материалы в органы, уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях и (или) возбуждать уголовные дела по признакам преступлений, связанных с нарушением предусмотренных настоящим Законом прав потребителя, при обнаружении сведений, указывающих на признаки административного правонарушения или преступления, связанных с нарушением прав потребителя;
– обращаться в суд с иском о защите прав потребителя;
– осуществлять иные функции по защите прав потребителей, предусмотренные законодательством.
За январь – декабрь 2019 года отделом торговли и услуг Слуцкого районного исполнительного комитета рассмотрено 104 обращения.
Основные вопросы:
некачественное предоставление услуг, несвоевременное исполнение договорных обязательств, неисполнение условий договора, вопросы, касающиеся оборудования торговых объектов системой пожарной сигнализации, работы автомагазинов, насыщения торговых объектов отечественными товарами, приобретение мобильных телефонов в торговых объектах, планшетов, иные вопросы в сфере защиты прав потребителей.
В связи с ежегодным проведением в Республике Беларусь Дня потребителя под различным девизом, отдел торговли и услуг Слуцкого районного исполнительного комитета напоминает:
– при приобретении товара (оказании работы, услуги) внимательно ознакомьтесь с информацией о товаре (работы, услуги), которая должны быть полной и достоверной, на русском и (или) белорусском языках (технический паспорт, инструкция по эксплуатации, этикетка, ярлык и т.д.);– при приобретении некачественного товара (оказании работы, услуги), потребитель вправе потребовать по своему выбору: замены товара на качественный товар, безвозмездного ремонта, устранения недостатков выполненной работы (оказанной услуги), соразмерного уменьшения цены товара (выполненной работы, оказанной услуги), либо возврата денег.
Потребитель имеет право на свободный выбор товара (работы, услуги) надлежащего качества в удобное для него время с учетом режима работы торгового объекта (объекта обслуживания), продавца (исполнителя), осуществляющего торговлю (выполняющего работы, оказывающего услуги) без (вне) торгового объекта (объекта обслуживания).
Потребитель имеет право на проверку качества товара (работы, услуги), комплектности, количества товара (результата работы), на проведение в его присутствии демонстрации работоспособности.
Потребитель имеет право на то, чтобы товар (результат работы, услуга) при установленных условиях использования товара (результата работы, услуги), хранения, транспортировки и утилизации товара (результата работы) был безопасен для жизни, здоровья, наследственности, имущества потребителя и окружающей среды.
На официальном сайте Слуцкого районного исполнительного комитета (раздел «Экономика», подраздел «Торговля и бытовое обслуживание», «Защита прав потребителей») размещены памятки для потребителей, информационный материал о небезопасной продукции легкой промышленности.
Отдел торговли и услуг Слуцкого райисполкома.