Подготовка к школе является важным этапом, результаты которого в дальнейшем окажут влияние как на настроение ребенка, так, возможно, и на его здоровье.

Определенные моменты следует учесть при выборе одежды и обуви. Одежда должна иметь удобный крой, исключающий сдавливание тела, обеспечивать свободу движений и тепловой комфорт.

Приобретая одежду, обувь, обращайте внимание на маркировку с указанием состава используемых материалов.

Синтетические нити препятствуют воздухообмену между поверхностью кожи и окружающей средой. Ребенок потеет, повышается риск простудных заболеваний. Именно поэтому их доля в тканях, используемых для изготовления блузок и рубашек,  должна быть как можно меньшей.

Обувь должна быть удобной и комфортной, не должна иметь резкого запаха. При изготовлении закрытой детской обуви не допускается использование для подкладки искусственных или синтетических материалов. Сменная обувь должна быть свободной, иметь невысокий каблук и фиксированный задник. Подошву следует выбирать невысокую, гибкую и нескользкую. Жесткая подошва вызывает быстрое утомление мышц, В качестве сменной обуви  не подходят тапочки, так как не обеспечивают необходимой фиксации стопы и пятки, а также кроссовки и обувь на высоком каблуке.

При выборе следует отдавать приоритет не портфелю, а ранцу. Это способствует равномерному распределению нагрузки на позвоночник. Плечевые ремни должны регулироваться по длине в зависимости от роста ребенка, один из них должен иметь разъем, облегчающий надевание ранца. Ширина портфеля не может превышать ширину плеч, верхний край не должен быть выше плеч, а нижний – ниже бедер.

Одним из новшеств являются ортопедические ранцы, у которых задняя стенка уплотнена, хорошо прилегает к спине и поддерживает позвоночник.

Масса ежедневного комплекта учебников с письменными принадлежностями (без массы ранца или рюкзака) должна предусматриваться от 1,5 кг для учащихся 1 – 2 классов до 3,5 кг для 9 – 11 классов. Вес школьной сумки с учебниками не должен превышать 10% массы его владельца.

При обустройстве рабочего места дома предпочтительнее использовать парту или стол и стул с регулируемой высотой, а также углом наклона сиденья и спинки. Такой мебелью можно будет пользоваться гораздо дольше, меняя высоту крышки стола и сиденье  стула. Родителям необходимо знать, что для детской мебели запрещается применение клеевых материалов, вызывающих изменение цвета поверхности, материалов вторичного сырья и полимеров без соответствующего санитарно-гигиенического решения, древесно-стружечных материалов без защитного покрытия поверхности.

Важно не только обеспечить рабочее место, соответствующее росту ребенка, но и приучить его сохранять наименее утомительную позу – сидеть глубоко на стуле, ровно держать корпус и голову, ноги должны быть согнуты в тазобедренном и коленном суставах, ступни – опираться на пол, предплечья – свободно лежать на столе. Нужно обращать внимание на то, чтобы школьник не опирался грудью о край стола.

При чтении и письме расстояние между краем стола и грудной клеткой должно составлять 8 – 10 см.

При выборе тетрадей главный критерий – не яркость и красота, что нередко отвлекает детей, а соответствие установленным стандартам – бумага должна быть писчей или офсетной, гладкой, с хорошо заметной, не размытой разлиновкой, не блестящей и достаточно плотной.
 
Дневник лучше выбирать спокойных расцветок, с небольшим количеством справочной информации внутри.

При подготовке домашних заданий в солнечные дни блики слепят и мешают работе. Для защиты от прямых солнечных лучей следует использовать шторы из светлых тканей, обладающие достаточной степенью светопропускания и хорошими светорассеивающими свойствами. В осеннее-зимний период, в пасмурные дни, утренние и вечерние часы, когда естественного света не хватает, необходимо использовать искусственное освещение, в качестве дополнительного источника света – настольную лампу. Направление основного светового потока естественного освещения должно быть левостороннее. Комнату, в которой ребенок занимается, нужно проветривать каждые полчаса.

Перечисленные требования несложные и легко выполнимы в каждой семье.

Татьяна ЩЕТИНИНА,
врач-гигиенист (заведующий отделением гигиены детей
и подростков) отдела гигиены Слуцкого зонального ЦГиЭ.
Фото из архива редакции.

Похожие записи