Биология – это одна из самых интересных наук, потому что она изучает жизнь во всех ее проявлениях. Людей всегда интересовали сложные биологические вопросы. Несмотря на достижения науки и техники, многие явления все еще нуждаются в объяснении. Например, загадка появления людей на Земле. Тайны о природе и живых организмах своим ученикам раскрывает молодой педагог Анастасия Галкина.
Как удается Анастасии Галкиной погружать детей в необычайное путешествие по увлекательному миру природы? Просто она трудится с неиссякаемым энтузиазмом, интересно объясняет устройство живых организмов, законы развития и эволюции. Педагог учит видеть красоту там, где мы привыкли ее не замечать. Благодаря полученным знаниям дети понимают, насколько мы связаны с окружающим миром.
– Анастасия Михайловна, расскажите о себе.
– Я родилась и выросла в Слуцке. Окончила среднюю школу №8. Искреннее увлечение биологией, признаюсь, появилось не сразу. В 7-ом классе учитель биологии, предложила заниматься предметом на повышенном уровне. Наверное, тогда во мне что-то приметила, было приятно, что педагог обратила на меня внимание. К старшим классам я начала определяться с выбором будущей профессии, рассматривала несколько вариантов, а потом крепко решила, что хочу углубиться именно в изучение биологии. Решила поступать на биологический факультет Белорусского государственного университета. Учиться было сложно, но интересно.
– Как долго Вы работаете в средней школе №4?
– После окончания университета я сама искала место работы. Выбрала эту школу. С начала трудоустройства и по сей день я не пожалела о своем выборе, счастлива, что являюсь частью дружного коллектива более 5 лет.
– Ваши ученики, какие они?
– В первую очередь – исследователи. Думаю, что уроки биологии становятся для них своеобразными уроками жизни. Если доступно объяснять сложные концепции, то это пробуждает в детях любопытство и желание познавать. Моя задача как педагога помогать раскрыть потенциал каждого ученика, показывая, что биология – это не только научные факты, но и бесконечные возможности для творчества и самовыражения. Люблю детей удивлять, хотя чаще стараюсь рассказывать материал даже на бытовом уровне. Например, ребята искренне восторгаются узнавая, что у груши, как и у яблока, плод – яблоко.
– Есть ли у Вас девиз или педагогическое кредо?
– «Усё магчыма». Эта фраза ведет меня по жизни. Не люблю сидеть на месте. Мне нравится быть в постоянном движении, изучении, творческом полете. Раньше большинство людей переставали учиться, когда выпускались из учебного заведения, но считаю, что в ХХI веке образование становится непрерывным процессом. Любое обучение должно быть осознанным и приносить удовольствие. Важно научить ребенка критически и логически мыслить, чтобы он не потерялся в потоках многообразной информации.
Передавать знания – так же приятно, как и получать.
– Как можно заинтересовать ребенка биологией?
– На уроках я использую разные методы обучения, чтобы заинтересовать детей и побуждать их активно учиться. Например, часто даю тематические задания или имитации жизненных ситуаций, чтобы проиллюстрировать сложные понятия, а также поощряю самостоятельную работу. Применяю и другие технологии, например, интерактивные викторины-опросы, чтобы получать мгновенную обратную связь и поддерживать интерес учеников.
– Зачем нужно изучать биологию в школе?
– Человек живет в мире природы и сам является ее частью. Изучать биологию нужно, чтобы понимать окружающий нас мир. Каждый ученик на моих уроках может почувствовать себя первооткрывателем, например, посмотрев на строение клетки под микроскопом. Также ребята могут попробовать себя в роли генетиков, решая задачи о наследовании признаков. Это будет интересно: узнать, почему у вас такой цвет глаз или волос.
Думаю, что задача современного учителя биологии – научить новое поколение заботиться о природе, экологической ситуации нашей планеты, бережно относиться к своему здоровью и здоровью других людей.
– Не только учитель, но и классный руководитель…
– В моем 9-ом классе 20 прекрасных ребят. Помню, как взяла под свою опеку еще маленьких озорных пятиклашек, тогда их было всего 8 человек. Сейчас класс увеличился численностью, дети повзрослели. Мы через многое прошли вместе: смеялись и грустили, радовались и огорчались, но никогда не сдавались, стремились каждый день быть лучше себя вчерашних. Я учу детей, я учусь у детей. Я люблю их радовать, делаю им символические подарки. Ребята очень ценят это внимание. Считаю, что профессия учителя одна из самых важных. Педагог не только делится знаниями и накопленным опытом, но и умением коммуницировать.
Мы растим новое поколение. И от качества нашей работы зависит то, каким будет наше общее будущее.
– Каким профессиональным достижением Вы гордитесь больше всего?
– Моя главная гордость – это дети, их искренний интерес к моему предмету, желание учиться и узнавать что-то новое. Горжусь их каждой новой победой. Так, мои ученики являлись призерами областного этапа конкурса работ исследовательского характера, а также XXVII международной интернет-олимпиады по биологии. Каждый день находясь «под прицелом» детских глаз я не могу не совершенствоваться, поэтому также уделяю большое внимание саморазвитию и самообразованию. С 2017 года включена в список лиц Банка данных одаренной молодежи Республики Беларусь за победу в XXIII Республиканском конкурсе научных работ студентов. В 2021 году я стала лауреатом районного конкурса «Молодой педагог», заняла почетное второе место. Также являюсь лауреатом районного этапа конкурса педагогического мастерства «Учитель года-2022».
Школа как экосистема – это часть большого и сложного образовательного механизма, в котором все играют свою роль. Убеждена, что благодаря таким педагогам, как Анастасия Галкина, новое поколение растет не только образованным, но и ответственным, становясь патриотами своей страны и защитниками окружающей среды. В этом заключается настоящая сила образования – в возможности вдохновлять, учить и делать жизнь ярче.
Екатерина Борисевич.