Коррупция угрожает национальной безопасности, экономическому и социальному развитию государства, негативно влияет на функционирование государственных институтов, препятствует преобразованиям в социальной сфере и модернизации экономики, значительно ослабляет принципы верховенства права, демократии, правопорядка, равенства и социальной справедливости, подрывает способность государства защитить права и свободы человека, вызывает в обществе недоверие к органам государственной власти и их должностным лицам, приводит к неправильному восприятию обществом проводимых в стране реформ. По этой причине эффективное противодействие коррупции определено Концепцией национальной безопасности Республики Беларусь, утвержденной указом №575 от 9 ноября 2010 года, в качестве одного из основных национальных интересов в политической сфере.
Об уголовной ответственности за преступления против интересов службы как исключительной мере противодействия коррупции рассказала БЕЛТА судья судебной коллегии по уголовным делам Минского городского суда Анастасия Попко.
Термин коррупция происходит от латинского “corruptio” – подкуп, продажность, латинского “corrumpere” – подкупать кого-либо деньгами или иными материальными благами. Аналогичный смысл в понятие коррупции вкладывался и белорусскими законами.
В классическом виде коррупция выражается, как правило, в злоупотреблениях служебно-властными полномочиями лица для получения материальной или другой выгоды как для себя, так и третьих лиц, основанных на подкупе-продажности представителей публичной или общественной власти.
Деятельность коррумпированных должностных лиц всегда направлена на сохранение и поддержание личных интересов, зачастую корыстных, а не на обеспечение эффективного развития экономики, социальной сферы, общества и государства в целом.
В Беларуси сформирована законодательная база, созданы необходимые институциональные механизмы борьбы с коррупцией, реализуется комплекс организационных мер, направленных в том числе, на устранение причин и условий этого общественно опасного явления.
Немаловажное значение в борьбе с коррупцией отведено уголовной ответственности, которая выражается в осуждении от имени Республики Беларусь по приговору суда лица, совершившего преступление, и применении на основе осуждения наказания либо иных мер уголовной ответственности в соответствии с Уголовным кодексом Республики Беларусь. УК предусматривает ответственность за большинство коррупционных преступлений в соответствии с общепринятыми признаками коррупции и международными требованиями криминализации наиболее опасных коррупционных деяний.
К числу коррупционных деяний, влекущих уголовную ответственность, УК Республики Беларусь среди прочих относит преступления против интересов службы, к которым относятся злоупотребление властью или служебными полномочиями, их превышение, бездействие должностного лица, совершенные из корыстной или иной личной заинтересованности, незаконное участие в предпринимательской деятельности, получение взятки, дача взятки и посредничество во взяточничестве с использованием своих служебных полномочий.
Согласно статистическим данным Верховного Суда Республики Беларусь, опубликованным на сайте www.court.by, в 2023 году в стране осуждено 717 лиц за совершение преступлений коррупционной направленности, что на 4,5% больше, чем в 2022 году.
Из них наибольшее количество виновных осуждено за совершение получение взятки (ст.430 УК) – 233 лица, превышение власти или служебных полномочий (ч.2, 3 ст.426 УК) и злоупотребление властью или служебными полномочиями (ст.424 УК) – соответственно 74 и 70 лиц, дачу взятки (ч.2, 3 ст.431 УК) – 50 лиц. Коррупционные преступления совершались в таких сферах, как торговля, промышленность, здравоохранение, сельское хозяйство, строительство, транспорт, образование, предоставление услуг потребителям, государственное управление.
Наиболее опасным проявлением коррупции является взяточничество. Предметом взятки могут быть любые материальные ценности – деньги, иные валютные ценности (например, чеки, аккредитивы), ценные бумаги, драгоценные металлы, камни, продовольственные и промышленные товары, недвижимое имущество, а также различные услуги имущественного характера, оказываемые взяткополучателю безвозмездно или по явно заниженной стоимости.
Коррупционеры понимают последствия своих преступных деяний, в связи с чем зачастую предпринимают меры к сокрытию факта получения взяток.
Так, по приговору одного из столичных судов начальник подразделения РУП “БЕЛАЗ” получал взятку путем зачисления на БПК, выпущенную на его имя иностранным банком и, выезжая за пределы Беларуси, обналичивал денежные средства, оплачивал покупки и др. Другой начальник подразделения того же предприятия получил взятку в особо крупном размере в завуалированной форме под видом займов, исполнения обязательств перед третьими лицами. Этим же приговором был осужден начальник подразделения РУП “МТЗ”, который получил взятку в особо крупном размере в виде имущественной выгоды при приобретении квартиры по заниженной стоимости.
В июне 2024 года Генеральной прокуратурой Беларуси в суд было направлено уголовное дело в отношении руководителя лаборатории по проведению испытаний виртуальных игорных заведений по факту получения им взяток криптовалютой. Такие расчетные инструменты не вполне удобны с точки зрения традиционного применения, однако имеют целый ряд положительных качеств, в том числе ввиду высокой степени анонимности владения, делающих их весьма привлекательным объектом для коррупционеров.
Ответственность за взяточничество наступает независимо от времени передачи взятки – до или после совершения действия (бездействия) в интересах взяткодателя или представляемых им лиц.
Получение взятки строго карается уголовным законом – от наказания в виде ограничения свободы до лишения свободы на срок 15 лет со штрафом и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. Строгое наказание – вплоть до лишения свободы на срок до 10 лет со штрафом или без штрафа установлено за дачу взятки. При этом размер штрафа устанавливается в пределах от 300 до 5 тыс. базовых величин, а срок лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью – до 5 лет.
Помимо этого, к виновному лицу судом могут применены положения ст.60 УК, на основании которых он может быть лишен воинского или специального звания, несмотря на безупречное прошлое и заслуги в той или иной деятельности.
Предмет взятки как имущество, добытое преступным путем, подлежит специальной конфискации, а если взятка израсходована, утрачена и т.д., с виновного в безусловном порядке в доход государства подлежит взысканию ее стоимостной эквивалент.
Суровые последствия для лиц, совершивших коррупционные преступления, не заканчивается вынесением приговора и назначением им наказания. Так, в соответствии с положениями ч.8 ст.90, ч.7 ст.91 УК должностные лица, занимающие государственные должности, осужденные за совершение коррупционных преступлений, не подлежат условно-досрочному освобождению от наказания и к ним не применяется замена неотбытой части наказания более мягким. На основании акта амнистии такие лица могут быть лишь частично освобождены от наказания при условии полного возмещения стоимостного эквивалента предмета взятки.
В заключении хотелось бы привести цитату Президента Республики Беларусь Александра Лукашенко, которая в полной мере отражает отношение государства к коррупционерам и последствиям их деяний, – “Лучше быть бедным, нищим на свободе, чем богатым в тюрьме!”.

БЕЛТА.

Похожие записи