Порой родители ставят свои интересы и предпочтения выше интересов собственных детей: выпивают, ведут разгульный образ жизни бесконечно скандалят… А страдает ребенок: лишенный материнской и отцовской любви, заботы, он получает сильную психологическую травму. Что еще страшно, может поддаться совсем не детским соблазнам и стать жертвой преступления — или же совершить его. Без помощи государства в таких ситуациях никак не обойтись, и одна из стадий «оздоровления» семьи — признание ребенка находящимся в социально опасном положении. Об этом сообщает “Минская правда“.
Как ведется работа с такими горе-родителями, какие меры действительно эффективны, а какие уже устарели — об этом и не только говорили в Дзержинском районе на рабочем совещании «О межведомственном взаимодействии по выявлению и профилактике семейного неблагополучия». Участие в мероприятии принял председатель Минского облисполкома Александр Турчин.
Предвидеть трагедию
Перед началом совещания глава области посетил выставку-презентацию: представители госорганов, различных учреждений, общественных объединений рассказали о работе по выявлению и устранению семейного неблагополучия, распространению опыта позитивного родительства.
Так, в Дзержинском районе реализуется «Один день в семье» от инициативных педагогов и членов Белорусского союза женщин. Ребятам из неблагополучных семей показывают на реальном примере — как могут строится взаимоотношения между родителями и детьми, как мамы и папы проводят выходные со своими малышами. Через проект прошли уже 56 человек, и 30 из них — уже самостоятельные ребята. Они сами уже мамы и папы, и вполне успешные, благополучные.
— А как на психике ребенка отражаются такие перемены, когда из своей, неблагополучной семьи он попадает в нормальную? Думаю, побыть в таких хороших семьях было бы полезно и горе-родителям, — высказал свое мнение председатель Миноблисполкома.
Руководитель центрального региона уверен: сегодня нужно принимать самые действенные меры, чтобы дети, женщины и инвалиды были в безопасности. Александр Турчин напомнил слова главы государства с последнего совещания: «Какие мы мужики, если не можем защитить женщин и детей?»
— К сожалению, в области много происшествий, которые произошли с участием несовершеннолетних. Это недоработка органов власти, взаимодействие между которыми иногда оставляет желать лучшего. Что видно и на примере ряда районов, — отметил губернатор. — Неблагополучные семьи у нас будут, но нужно понимать, что с ними делать, как защищать детей в таких семьях.
Как рассказал начальник главного управления по образованию Минского облисполкома Николай Башко, центральный региона — лидер по количеству детей, находящихся в социально опасном положении.
— На начало года в области проживает более 289 тысяч несовершеннолетних в 188,080 семьях. Из них 3565 детей, или 1,23% находятся в СОП. Эти ребята воспитываются в 1739 семьях. На начало марта уже 3865 детей признаны находящимися в СОП.
По словам Николая Башко, выявлять таких детей и неблагополучных родителей помогают местные органы власти, учреждения: по каждому информированию педагогическими работниками проводятся социальные расследования с привлечением межведомственных структур регионов. По результатам таких расследований за последние четыре года признаны в социально опасном положении 13,253 ребенка. Однако не редки случаи, когда семью повторно ставят на учет.
— Такие ситуации, когда ребенка повторно ставят в СОП, должны рассматриваться как чрезвычайные, — заметил Александр Турчин. — Что еще смущает: есть пьющая семья, ребенка из нее изымают, ставят в СОП. Через полгода возвращают, но родители опять начинают злоупотреблять. Значит, поспешили вернуть ребенка в семью? Должен быть выработан внятный алгоритм такой работы.
Среди основных показателей, по которым дети признаются в СОПе: злоупотребление родителями спиртным, несоответствие жилых помещений требованиям пожарной безопасности, невыполнение мамами и папами рекомендаций медработников по лечению ребенка.
— К сожалению, есть случаи оставления детей без еды, систематического отсутствия еды в доме. Также «соповскими» были признаны дети, которыми родители не занимались. В итоге ребята самовольно уходили из дома, бродяжничали, даже совершали попутку суицида, — перечислил Николай Башко.
Разумеется, на местах и в области проводится значительная работа по устранению семейного неблагополучия, и результаты ее существенны. Так, за 2022 год снято с учета 3590 несовершеннолетних из 1767 семей. Но проблемы все равно имеют место быть, о чем говорят и факты гибели «соповских» детей.
Один из таких несчастных случаев, который произошел в Борисовском районе, прокомментировал руководитель Минщины:
— Ребенок погиб на пожаре. Но когда мы посмотрели на фото квартиры: там же ободраны обои и сама обстановка соответствующая. Почему ребенка вовремя не изъяли из семьи? Почему мы не хотим принимать нормальные, ответственные решения? — задал риторический вопрос глава Минщины. — Аналогичная ситуация, когда органы профилактики вовремя не приняли нужное решение и погиб несовершеннолетний, имела место в Слуцком районе.
Александр Турчин обратил внимание на еще один момент: отсутствие в детских садиках ставки социального педагога.
— Председателям райисполкомов, начальникам отделов образования — проанализировать детские дошкольные учреждения с высокой наполняемостью, и исходя из этого принять решение о необходимости введения ставки социального педагога, — поручил губернатор.
Вызывает недоумение и такой факт: даже после постановки семьи на учет, мама и папа продолжают получать пособие на ребенка.
— Эти деньги нужно тратить на детей, а не на пьяниц-родителей! Если семья стала в СОП — никаких наличных денег. Средства должны расходоваться через социальных педагогов или кого-то другого, кто купит ребенку еду, одежду, обувь. Это станет действенным рычагом, взбодрит горе-родителей. Нужно внести разумное предложение, как реализовать данный механизм.
Руководитель области также подчеркнул: если в семье ни один из родителей не работает, это уже должно быть поводом постановки ее на учет. Ведь у такой семьи банально не хватает дохода для полного обеспечения детей всем необходимым.
— Если мама и папа не работают: за какие средства существует семья? За детские пособия? Но это деньги на детей! — еще раз напомнил Александр Турчин.
Эксперимент с неблагополучными семьями
В 2022 году наблюдался рост гибели детей от внешних причин: с 23 до 25. Такую статистику озвучил прокурор Минской области Юрий Щетько. По его мнению, одна из причин — недоработка, халатность органов власти. Юрий Щетько привел в пример вопиющий случай в Слуцком районе: в январе этого года от телесных травм, причиненных родителями, скончался малолетний ребенок. Воспитывался он в многодетной семье.
— Ребенок попадал в больницу с признаками недоедания, у него не раз фиксировали телесные повреждения. В прошлом году всех детей из данной семьи изъяли, но потом вернули. Хотя конфликты в семье продолжались, о чем сообщали соседи. В январе текущего года было инициировано повторное изъятие ребенка, но мальчишку это не спасло. Из-за причиненных телесных повреждений он скончался. Непринятие своевременных мер госорганов, их безразличие привели к смерти ребенка, — рассказал Юрий Щетько.
Прокурор заметил: даже если семью сняли с учета СОП, контроль над ней все равно должен осуществляться в течение года.
— На мой взгляд, в отдельных случаях лучше сразу принять жесткие меры, изъять ребенка из семьи, чем ждать, пока случится что-то страшное, — сказал председатель Минского облисполкома. — Я не верю в исправления большинства семей. И если папа или мама пьянствует, надо сразу отправлять в ЛТП, чтобы лечились от алкоголизма.
Александр Турчин упомянул об эксперименте, который реализовывался в области с ноября 2021 года по январь 2022 года. Суть его в том, что социальных педагогов в школе освобождали от обязанностей, чтобы они могли сконцентрироваться на работе с неблагополучными семьями.
Во время совещания губернатор попросил социального педагога Светлану Никишину поделиться своим опытом.
— Я работала с 10 семьями: помогала с трудоустройством, вместе с одной мамой-одиночкой собирала документы на получение гуманитарной помощи. На данный момент в СОПе остаются только 2 семьи из десяти, — рассказала Светлана Никишина.
Председатель Минского облисполкома поинтересовался: стоит ли продолжать работать в таком ключе?
— Постоянно работать с неблагополучными семьями в режиме 24/7 психологически сложно. Поэтому оптимально — это заниматься основной работой и курировать максимум 2-3 семьи. Тем более, что такая поддержка и помощь со стороны им действительно нужны.
Начальник управления Следственного комитета по Минской области генерал-майор юстиции Андрей Лис призвал обратить внимание на случаи, когда опекунские и приемные семьи берут на воспитание ребят не с целью окружить их заботой и любовью. А скорее из меркантильных соображений. Есть и примеры, когда приемные дети подвергаются насилию со стороны приемных родителей.
— Думаю, сама жизнь заставит нас вернутся к необходимости открывать дома-интернаты. Чтобы детки, которые и так не избалованы любовью и заботой родителей, не оказались в таком же положении, но уже в другой семье, — отреагировал Александр Турчин на слова Андрея Лиса.
Вместе с тем, как подчеркнула начальник отдела прокуратуры области по надзору за исполнением законодательства о несовершеннолетних и молодежи Ольга Клещенко, корень проблемы гораздо глубже: социальные педагоги, психологи, которые работают с неблагополучными семьями, не имеют достаточной квалификации и не могут наладить работу.
Подводя итог, Александр Турчин подчеркнул: при исключении семьи из СОП, необходимо иметь ее полную картину и понимать, действительно ли родители изменили свой образ жизни, а не просто временно перестали злоупотреблять? Также будет полезно изучить опыт — насколько эффективно лечение пьющих родителей в том или ином медучреждении?
— И обязательно детей из неблагополучных семей отправлять по их желанию учиться в кадетские училища, чтобы они воспитывались в нормальных условиях и не повторили путь своих горе-родителей, — заключил губернатор.