Об этом «Слуцкому краю» рассказал старший эксперт Слуцкого межрайонного отдела Государственного комитета судебных экспертиз майор юстиции Александр Козел.
Найти грабителя благодаря следам от специального устройства, которым вор открывал замки, или по отпечатку ботинка выявить, стоял или шел человек при совершении на него наезда автомобиля, поможет судебная трасологической экспертиза.
– Начнем с того, что предмет трасологической экспертизы – изучение различных следов (обуви, транспортных средств, орудий взлома, зубов, повреждений на одежде, установление целого по частям и др.) в целях определения механизма (условий) образования следов и установления объекта их оставившего, – рассказывает Александр. – На месте происшествия очень часто обнаруживают следы, при изучении которых возможно выяснить ряд обстоятельств, помогающих раскрыть преступление и изобличить преступника. Так, по следам ног иногда удается определить место проникновения преступника в помещение, выяснить особенности его походки, размер обуви, идентифицировать ее.
О чем «расскажет» след
По словам эксперта, по следу обуви можно установить примерный рост человека, который в 6 – 7 раз превышает длину подошвы его обуви. Исследованиями установлено, что длина подошвы стопы находится в пропорциональной зависимости от роста человека и у славян составляет у мужчин – примерно 15,8% роста, у женщин – 15,5% роста.
По походке же можно судить о некоторых особенностях человека. У левши, например, длина левого шага больше правого, у хромого длина и угол шага ноги, на которую он хромает, меньше и т.д.
Как правило, при проведении подобной экспертизы, при обнаружении поверхностного следа он при помощи специальных средств переносится на лист бумаги, для изъятия объемного следа изготавливается гипсовый слепок. Далее следы сравниваются с рельефным рисунком подошвы обуви предполагаемого преступника. Общие признаки – это размер обуви, форма частей (каблучная, подошвенная) и определенные частные признаки (дефекты, образованные в процессе изготовления обуви, и в процессе эксплуатации обуви). При изучении всех факторов эксперт дает заключение с указанием доли вероятности совпадения.
Аналогичен принцип и при проведении экспертизы следов транспортных средств.
Собрать «пазл»
Восстановление целого по частям в судебной трасологической экспертизе чаще всего проводится после ДТП. Механизм составления объектов по их частям на месте аварий очень сложный и объемный. В ходе судебной экспертизы выясняется, составляли ли эти части одно целое с бампером или фарой на авто, которое, предполагается, виновно в происшествии. Если пазл складывается, значит – это она.
– В текущем году у нас был случай, когда фура сбила человека и скрылась с места происшествия, – рассказывает Александр Козел. – На автомобиле подозреваемого никаких следов, свидетельствующих о факте наезда, обнаружено не было, однако у нас был осколок бампера, изъятый с места происшествия. При проведении экспертизы установления целого по части, совпадение составило 100%, это помогло доказать участие автомобиля в данном ДТП.
Еще один интересный случай был при расследовании незаконной вырубки леса. Эксперты сопоставили места спила на пне и стволе дерева, которые составили одно целое.
Зацепка на одежде
По словам эксперта, много рассказать о ДТП может и одежда пострадавших. Она способна зацепиться за авто при столкновении или скользнуть по поверхности машины. Верхний слой одежды может даже оплавиться, так как за короткий промежуток времени при аварии на него воздействует значительная сила трения и давления.
– В моей практике были случаи, когда на одежде пропечатывался номерной знак автомобиля, совершившего наезд, – рассказывает эксперт.
Ограбление со взломом
Чаще всего в этом случае эксперты имеют дело с вырыванием дужки навесного замка.
– Приведу конкретный пример: с места происшествия была изъята дужка замка, предполагаемо перекушенная саперными ножницами подозреваемого. Чтобы выявить этими ли ножницами производился взлом, я оставил на неповрежденной части дужки аналогичный след этим же орудием, и при помощи микроскопа провел исследование на совпадение микротрасс, – отметил Александр Козел.
На вопрос о том, с чем чаще всего приходится иметь дело в данном виде экспертизы, эксперт ответил, что со следами обуви, транспортных средств и орудий взлома.
Ирина ШАБАШЕВА.