На Слутчине по-прежнему выявляют факты телефонного мошенничества, в том числе в отношении людей пожилого возраста. Как избежать обмана злоумышленников, рассказал старший оперуполномоченный группы противодействия киберпреступлениям Слуцкого РОВД Артём Филипович.
– Артём Николаевич, давайте напомним нашим читателям, что такое телефонное мошенничество.
– Злоумышленники, используя телефонную коммуникацию и играя определенную роль (например сотрудника банка, сотрудника правоохранительных органов и других служб), под разными предлогами выманивают у граждан конфиденциальную информацию о банковской карте либо стимулируют к совершению определенных действий с карт-счетом либо банковской картой. Все эти действия направлены на завладение деньгами с банковских карт либо карт-счетов.
– Способы обмана телефонными мошенниками граждан, увы, становятся все изощреннее…
– К сожалению, это так. Зачастую злоумышленники звонят и представляются работниками правоохранительных органов, для убедительности даже высылают фотографию якобы своего служебного удостоверения. Мошенники во время телефонного разговора сообщают гражданам, что в банки поступают заявки на получение кредита на их имя, а человек, который подает заявки, предоставляет якобы доверенности от имени гражданина. Преступники называют вымышленную фамилию «заявителя на получение кредита». Иногда даже сбрасывают его «фоторобот», составленный якобы банковскими работниками.
Путем обмана и злоупотребления доверием злоумышленники пытаются завладеть персональными паспортными данными граждан, а также реквизитами банковских карт, реквизитами доступа к интернет-банкингу, уникальными кодами из СМС-сообщений, поступающих на номера потерпевших. Иногда просят установить приложение «AnyDesk», мотивируя это защитой персональных данных, хотя данное приложение предназначено для удаленного доступа к телефону.
Далее, сценарий имеет несколько исходов. Первый – когда злоумышленники завладевают конфиденциальной информацией, они просят гражданина осуществить перевод денежных средств на указанный ими счет, мотивируя это тем, что деньги человек переводит на страховой счет банка и с ними ничего не случится. На самом же деле деньги поступают на подставные счета мошенников.
Второй вариант – мошенник, играющий роль правоохранителя, с целью изобличения недобросовестного работника банка просит взять кредит на большую сумму, которую просит также перечислить на якобы страховой счет банка, однако на самом деле деньги поступают на подставные счета мошенников. Телефонные звонки злоумышленники осуществляют преимущественно через различные мессенджеры «Viber», «Telegram», «WhatsApp».
Кстати, сейчас при звонках мошенников преимущественно отображаются белорусские номера телефонов, что вводит в заблуждение граждан. Однако указанные номера также получены путем обмана граждан, а именно путем активации белорусских номеров граждан на новом устройстве мошенников.
– Слутчане также попадают в ловушки телефонных мошенников?
– Несмотря на широкую разъяснительную работу среди населения, информирование слутчан о фактах телефонного мошенничества, к сожалению, наши земляки по-прежнему попадают в «сети» обманшиков.
В сентябре этого года в Слуцкий РОВД с заявлением обратилась жительница Слуцка П. Женщина сообщила, что ей на мобильный телефон позвонил мужчина, который представился сотрудником правоохранительных органов. Сказал, что неизвестными лицами был осуществлен несанкционированный доступ к банковским счетам слутчанки, с которых была совершена попытка хищения денег. Звонивший сообщил, что для того, чтобы сохранить денежные средства, их необходимо перевести на страховой счет. Также мужчина сообщил, что необходимо установить на мобильный телефон приложение «AnyDesk» , которое позволит работникам банка помочь решить проблему. Действуя по указаниям звонившего, женщина совершила перевод денежных средств на якобы страховой счет, с которых в последующем злоумышленники совершили хищение денежных средств. Сумма похищенного составила более 2 500 белорусских рублей.
С аналогичным заявлением в конце августа нынешнего года в Слуцкий РОВД обращалась еще одна жительница Слуцка. Женщина по указанию мошенников также перевела якобы на страховой счет банка денежные средства в сумме 5 000 белорусских рублей, которые в последующем также были похищены. Звонивший также представлялся сотрудником правоохранительных органов.
– Что же делать, чтобы не стать жертвой телефонных мошенников?
– Во-первых, нужно обратиться в банк и уточнить, действительно ли были несанкционированные операции по вашим счетам. Ни в коем случае не стоит по телефону сообщать те сведения, которые просит звонящий, не устанавливать на мобильный телефон программы, которые убеждает вас установить незнакомец. Помните, что сотрудники правоохранительных органов ни при каких обстоятельствах не будут присылать фотографии своих служебных удостоверений или просить совершения каких-либо манипуляций с денежными средствами, находящимися на банковском счету. Если действительно произошли какие-либо несанкционированные операции по вашему банковскому счету, сотрудники правоохранительных органов приедут лично или пригласят в РОВД.
Будте бдительны, только так вы сбережете свои средства!
Наталья СЕЛЕЗНЁВА.