Планы по развитию гастрономического туризма: где пальчики оближешь, а где предложения пока сыроваты?
2022 год, похоже, станет важной вехой для белорусского гастрономического туризма, сообщает СБ. Созданная на базе межведомственного экспертно-координационного совета по туризму профильная рабочая группа, деятельность которой координирует Министерство антимонопольного регулирования и торговли, разработала соответствующую дорожную карту.
Максималистов просят попридержать эмоции: «вкусные» путешествия по Беларуси пока будут отличаться от поездок в любимые гурманами Италию или Францию. Государство, конечно, посодействует интересным инициативам, но кое-где предстоит поднапрячься местным органам власти и бизнесу.
Стимул для развития
Путешествия по Беларуси не предполагают длительных знакомств с региональной кухней: масштабы страны не те. К несчастью для гурманов, в нашей республике гастрономический туризм пока не рассматривается как отдельное направление – скорее как одна из составляющих сельского, этнического, ностальгического, промышленного, культурного туризма. Продвигать гастрономическую составляющую предполагается в нескольких направлениях, сообщил в начале декабря начальник управления организации торговли и общественного питания Министерства антимонопольного регулирования и торговли Михаил Жигало:
– В разработанную дорожную карту вошел ряд комплексных мероприятий, нацеленных на развитие и популяризацию национальной белорусской кухни, привлечение внимания к отечественным производителям, в том числе реклама и продвижение гастрономического потенциала нашей страны в рамках международных мероприятий, информирование туристов о мероприятиях кулинарной направленности, гастрономических фестивалях, которые проводятся на территории Беларуси, и т.д.
В МАРТ прекрасно отдают отчет в том, что ситуация в белорусском общепите за последние несколько лет изменилась очень резко: развитие данной сферы нынче осуществляется преимущественно за счет открытия объектов быстрого обслуживания. И какой-нибудь гамбургер или шаурма – это никак не белорусская кухня и не предмет вожделения гурманов. Вот как раз через призму развития гастрономического туризма в министерстве хотели бы эту тенденцию и переломить.
Как именно, «СБ» рассказал Михаил Жигало:
– Планируем простимулировать в 2022 году открытие объектов, которые специализируются на традиционной белорусской кухне. В настоящее время Указ № 345 от 22 сентября 2017 года «О развитии торговли, общественного питания и бытового обслуживания» предусматривает налоговые льготы и иные преференции для индивидуальных предпринимателей и отдельных категорий юридических лиц, осуществляющих розничную торговлю, общественное питание, бытовое обслуживание населения на территории сельской местности и малых городских поселений. Уже подготовлен проект документа о внесении изменений в этот указ – на текущем этапе предлагаются аналогичные льготы и преференции для субъектов, продвигающих белорусскую кухню.
Остановки – по требованию
Согласно данным МАРТ, на 1 декабря 2021 года на территории Беларуси существовало 62 туристических маршрута с гастрономической составляющей. Это значит, что тот или иной маршрут состоит из нескольких локаций (допустим, замок, музей, церковь, агроусадьба или дегустация меда/молока/сыра), где только один из пунктов завязан на гастрокультуре. В большинстве случаев это либо мастер-класс, либо обед в народном интерьере. Но ведь это все-таки не гастротур в полном смысле этого слова! В иных агроусадьбах, к слову, готовы предложить куда более плотное и продолжительное знакомство с местными кулинарными традициями, за это хозяевам огромное спасибо. Но это, как говорится, уже другая история.
Тем не менее консультант отдела планирования и организации туристской деятельности Департамента по туризму Министерства спорта и туризма Екатерина Никитина не склонна сгущать краски:
– Да, знакомство с национальной кухней на экскурсиях в рамках обеденного меню – это классический и в настоящее время самый распространенный вариант. Более широко данная тематика может отражаться в рамках специализированных туров, например, в этнографические комплексы. Кроме того, можно поучаствовать в экскурсиях на заводы и фабрики, специализирующиеся на выпуске продовольствия. В Минске, например, это «Коммунарка», «Слодыч», «Алiварыя». Если говорить о корпоративном отдыхе, то популярной услугой является банкет в национальном стиле.
Специалист не отрицает, что есть проблемы с промышленным туризмом. Если «Алiварыя» проводит сборные экскурсии по предварительной записи, то другие ориентируются в первую очередь на организованные группы – например, из числа делегаций или учащихся. А в выходные дни, когда туристы выбираются в краткосрочные путешествия по стране, подавляющее большинство промышленных предприятий закрыто.
– На работу таких предприятий сильно влияет эпидемиологическая ситуация, – оправдывает нерасторопность заводов и фабрик представитель Минспорта. – Но, видимо, все же нужно будет больше работать над организацией сборных экскурсий.
В Беларуси в начале декабря функционировало 268 объектов гастрономического туризма, из них 166 объектов общественного питания почти на 15 тысяч мест, специализирующихся на приготовлении блюд белорусской кухни.
По убеждению Екатерины Никитиной, каждый гастрономический тур уникален. Как правило, компания, которая предлагает такие варианты отдыха, формирует пакет так, чтобы турист, приехав на место, не скучал ни минуты. Такие туры найти можно, но охватить многие интересные локации пока не удается. Выход в Минспорта и туризма видят в цифровизации туризма и распространении туристских онлайн-сервисов. Определенная работа уже идет в рамках развития маршрутизатора Национального агентства по туризму, где можно выбрать вид путешествия, регион, цели, даты и так далее. Но, чтобы забронировать услугу, все равно нужно обращаться либо в туристические фирмы, либо на централизованный ресурс (например, на ресурс Vetliva, где уже представлено более 270 туров, том числе и гастрономические).
– А в столице можно обратиться в информационно-туристский центр «Минск», – добавляет директор этого центра Алексей Русакевич. – Наши специалисты помогут узнать, какие маршруты уже существуют и какая компания их организует. Кстати, в ближайшее время эта информация появится и на официальном портале города.
Михаил ЖИГАЛО, начальник управления организации торговли и общественного питания – МАРТ:
– В работе по популяризации белорусской национальной кухни какого-то единого регламента нет. Объект общественного питания вправе целиком и полностью формировать свое меню, исходя из пожеланий покупателей, территориальных особенностей локации и так далее. А вот райисполком уже может на своем уровне говорить о специфике, особенно если у региона есть свои гастрономические фишки.