15 ФЕВРАЛЯ – ДЕНЬ ПАМЯТИ ВОИНОВ-ИНТЕРНАЦИОНАЛИСТОВ
Афганская война… Кровавой строкой она вошла в историю многих государств. За девять лет она унесла тысячи солдатских жизней. Черным крылом коснулась многих семей. Одни – оплакивали своих сыновей, вернувшихся в холодных цинковых гробах, вторые – рыдали, благодарили бога, за то, что вернулись живыми.
Один из таких счастливцев – уроженец Слутчины Сергей Мирончик.
Сергей Алексеевич родился и вырос в деревне Рудня. Учился в Замостской школе, после ее окончания поступил в Гродненский техникум физической культуры, оттуда его призвали в ряды Вооруженных Сил Советского Союза.
– Раньше как было, если тебя не взяли в армию – это позор на всю семью. Поэтому к службе подготавливал себя с юности, был физически крепким, – рассказывает Сергей Алексеевич.
В 1983 году парню пришла повестка.
– Изначально мы не знали, что попадем на войну, – вспоминает воин-интернационалист. – Из Гродно до Москвы нас довезли на поезде, там мы сделали пересадку на Туркменистан, и стало ясно, куда нас везут. Наши догадки подтвердили и сопровождавшие нас военнослужащие: «после учебки» большинство попадет в Афганистан. Нас, белорусов, было тогда 120 человек, возвратилось меньше половины…
Сергею Мирончику выпало служить в городе Джелалабад в составе 3 отдельной десантно-штурмовой бригады. Мне, говорит Сергей Алексеевич, повезло, попал к хорошему командиру, который за молодых ребят переживал, и болел как за родных детей.
Первая трудность, с которой столкнулся новобранец, прибыв на место – жаркий климат.
– Жара была около 55 градусов, – вспоминает Сергей Алексеевич. – До этого, признаться, я себе даже не представлял, что может быть настолько жарко.
После прохождения курса молодого бойца, молодых ребят отправляли на боевые задания.
– Первая моя боевая операция была в черных горах, – вспоминает Сергей Мирончик. – Она оказалась очень удачной, мы захватили большое количество оружия, боеприпасов, ракет. За это я в числе прочих был награжден медалью «За боевые заслуги». Вторую медаль получил после удачного завершения большой операции, в которой участвовал наш батальон, был отмечен медалью «За отвагу» и знаком ЦК ВЛКСМ «Воинская доблесть».
Когда солдаты поднимались в горы (более чем на 3 000 метров) с собой несли большое количество патронов, гранат, сухпаек с расчетом на 3 – 4 суток (потом его нам сбрасывали с вертолета), мины для миномета, бронежилет, который весил 12-13 кг. Идти с таким грузом, вспоминает Сергей Алексеевич, было непросто.
– Помню, очень хотелось мороженого, а его там, конечно, не было, – рассказывает Сергей Мирончик. – Мы брали из сухого пайка сгущенку, смешивали со снегом, и получалось как будто бы мороженое, а из печенья и той же сгущенки делали торты и праздновали дни рождения.
На вопрос было ли ему страшно на войне, воин-интернационалист ответил утвердительно:
– Конечно, было. Но не в начале службы, а уже перед самым дембелем, когда понимаешь, что осталось служить пару недель, а тебя посылают на боевые задания, с которых ты можешь не вернуться. Боялся, что 2 года прослужил, и вдруг какая-то мина или пуля… Было во время службы и такое… В декабре 1984 года мы с товарищами подорвались на фугасе на БМП. К счастью, я отделался легким испугом. Полежал в госпитале 4 дня и снова пошел на боевое задание.
Запомнилась еще одна операция. Когда войска вошли в Асадабад, наша мотострелковая бригада попала под обстрел «духов», было много погибших, раненых. Возвращаясь с операции, нам нужно было обменять убитых. Когда мы пришли в логово «духов», они нас пинали, толкали, хотели спровоцировать. Но мы, сжав зубы, забрали тела наших ребят. Если честно, тогда не думал, что вернусь живым…
Вместе с нами служили ребята из Марьиной Горки, спецназ. Они в 1985 году поехали в Асадабад на место постоянной дислокации, пошли на первую операцию, «душманы» их окружили и всех до единого… Мы прилетели к ним на помощь, но было уже поздно…
Уволился в запас Сергей Алексеевич в 1985 году. Вспоминает, что когда прилетел в Минск, погода была очень солнечная. Первым делом он отправился в Слуцк, где лежала в роддоме сестра.
– Я пришел, а там бабушка, мама чья-то под окнами стояла, – рассказывает Сергей Мирончик. – Увидела меня в форме, говорит, пошли сынок, у меня переночуешь, да по зорьке поедешь домой. Утром я встал, а на улице – снег, а я по-летнему одет. Та бабушка мне какой-то старый плащ дала. Я ей по сей день благодарен за заботу.
Когда пришел домой, отец, мать, все родные, конечно, обрадовались, что вернулся живой и на своих ногах.
После службы Сергей Алексеевич закончил техникум физической культуры, затем – институт физической культуры в Минске, приехал работать в деревню Сороги учителем физической культуры, спустя год перевелся в Слуцк, работал в СШ №8, и вот уже 25 лет трудится в СШ №13.
С момента вывода войск из Афганистана прошло 33 года, но мы и сегодня низко склоняем головы перед стойкостью, мужеством и терпением воинов-интернационалистов, чтим память погибших в той кровавой войне.