Профессия инспектора дорожно-патрульной службы связана с риском и повышенной ответственностью. Ежедневно инспекторы ДПС обеспечивают безопасность дорожного движения. О буднях стражей дорог побеседовали с инспектором дорожно-патрульной службы отдела ГАИ Слуцкого РОВД, капитаном милиции Александром Кондратеней.
– Почему выбрали профессию госавтоинспектора?
– Наверное, не буду оригинален, но носить форму инспектора ДПС мечтал со школьной скамьи, вот только не знал, с чего начать и куда обращаться. После окончания Барановичского технологического колледжа я был призван в армию. Проходить службу мне посчастливилось в элитных войсках МВД. Именно тогда я поставил перед собой конкретную цель – работать в ГАИ. Отслужив – поступил в Могилевский колледж МВД, где получил среднее юридическое образование. В 2004 году проходил стажировку в Слуцком РОВД инспектором ДПС ОГАИ, затем приступил непосредственно к службе. Так исполнилась моя мечта. Но на достигнутом я не останавливаюсь. Сейчас заочно учусь на 4 курсе факультета милиции Могилевского института МВД.
– Один из моих страхов, как водителя, – увидеть на дороге регулировщика…
– На самом деле, это, пожалуй, самое простое в работе инспектора ДПС. Ведь жеста у регулировщика всего три. А вот приезжая на дорожно-транспортное происшествие, когда ты квалифицируешь действия виновного и защищаешь интересы пострадавшего лица, четко осознаешь, что здесь решается человеческая судьба. Ты должен отложить все эмоции (например, есть пострадавшие) и правильно, и грамотно, с точки зрения закона, принять решение. Это очень важно и не всегда просто. Лично на меня это наложило определенный отпечаток.
– Что особо запомнили за время службы?
– Пожалуй, это когда наш отдел занял первое место в области в конкурсе профессионального мастерства в 2010 году. До этого таких высоких результатов у нашего отдела ГАИ не было. Тогда мы готовились втроем: я, Михаил Коледа и Денис Криворот. Немного позже 2 место в этом конкурсе занимал Дмитрий Семибратов.
Если говорить о дежурствах, помню, возле деревни Великая Слива был смертельный наезд на пешехода. Транспортное средство не установлено (ни марки, ни цвета, ни очевидцев, ничего), просто труп на дороге. Доверившись профессиональному опыту Михаила Коледы, с которым я нес дежурство, было решено искать большой автомобиль, скорее даже микроавтобус. Снега, как сейчас помню, по колено, и мы просто по следам начали подворовой обход. Смотрим, в одном стоит старый микроавтобус «Мерседес», видимых повреждений на нем нет. Заглянули под машину, а там висит кусочек ткани, сопоставимый с бушлатом, в который был одет погибший. Зашли к людям в дом – они говорят, а это не наш автобус, сосед пьяный поставил. Пришли к нему, а тот под градусом спит. Так и раскрыли ДТП.
Были в моей практике и погони. Не забуду, как с Дмитрием Семибратовым преследовали автомобиль «Мерседес», за рулем которого находился нетрезвый водитель.
– Вы работаете в ГАИ уже более 20 лет, за это время значительно увеличился автомобильный поток. Стало ли сложнее работать?
– Я вас, наверное, удивлю, но 20 лет назад аварийность была намного выше. Помню, в мае 2006 года, я задержал 12 пьяных водителей за рулем. Теперь же инспектор за год зафиксирует такое количество. Этому, уверен, способствуют как многочисленные профилактические действия, так и ужесточение ответственности за управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения.
– Какая самая большая «головная боль» инспекторов ДПС?
– С наступлением осенне-зимнего периода – это пешеходы, которые не обозначают себя световозращающими элементами. Летом – это средства индивидуальной мобильности, а также мотоциклы и мопеды. В настоящее время в закон внесены изменения в правила дорожного движения. При мощности двигателя свыше 0,25 квт эти средства приравниваются к мопеду, о чем многие граждане не знают. В следствии чего попадают под статью 18.14 – управление транспортным средством, не имея на это прав.
Всесезонные – велосипедисты, выезжающие на проезжую часть при наличии тротуара, и пьяные на дороге.
О моей работе можно говорить много и долго. Но скажу одно, в Слуцком РОВД служат люди, готовые в любую минуту помочь.
Коллектив ОГАИ небольшой, дружный и сплоченный, каждый из нас нацелен на одно общее дело – обеспечение и сохранение безопасного движения на дорогах.
Ирина ШАБАШЕВА.