С недавнего времени участники деструктивных каналов и пабликов в интернете начали призывать к блокировке железных дорог и даже вредительству на ж/д путях.
Железные дороги – это непрерывно действующий транспортный конвейер страны, зона повышенной опасности. Происшествия на железнодорожном транспорте могут стать причиной невосполнимых человеческих потерь. Даже с обывательской точки зрения железнодорожный транспорт – это как минимум высокое напряжение и многотонные машины, не склонные к мгновенной остановке, сложная система коммуникаций. Некомпетентное вмешательство либо откровенное вредительство несут смертельную опасность.
Любое незаконное вмешательство в деятельность железнодорожного транспорта преследуется по закону и влечет за собой не только материальную, административную, но и уголовную ответственность.
В соответствии с Законом Республики Беларусь от 6 января 2021 года №93-З «О ведении в действие кодексов» с 1 марта текущего года вступили в законную силу изменения в Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях и Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь. Вступившие в действие изменения внесли коррективы в статьи Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях, связанные с блокированием железнодорожных путей и повреждением имущества предприятий железнодорожного транспорта. Расширена формулировка статей и конкретизированы суммы штрафов.
С 1 марта 2021 года статья 18.1 Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях определена следующим порядком:
1. Умышленное блокирование транспортных коммуникаций путем создания препятствий, установки постов или иным способом, – влечет наложение штрафа в размере от шести до пятидесяти базовых величин.
2. Умышленное блокирование транспортных коммуникаций лицом, управляющим транспортным средством, в месте проведения массового мероприятия либо повлекшее создание аварийной обстановки, – влечет наложение штрафа в размере от шести до пятидесяти базовых величин с лишением права заниматься определенной деятельностью сроком от одного года до двух лет или без лишения.
Под созданием аварийной обстановки понимаются действия участников дорожного движения, вынудившие других его участников изменять скорость, направление движения или принимать иные меры по обеспечению собственной безопасности или безопасности других лиц, а равно повлекшие повреждение другого транспортного средства или имущества других участников дорожного движения.
С 1 марта 2021 года статья 18.2 Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях «Нарушение правил, обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном или городском электрическом транспорте» определена следующим порядком:
1. Подкладывание на железнодорожные и трамвайные пути предметов, которые могут вызвать нарушение движения железнодорожного или городского электрического транспорта, – влечет наложение штрафа в размере от двух до десяти базовых величин.
2. Повреждение железнодорожного или трамвайного путей, защитных лесонасаждений, снегозащитных ограждений или других путевых объектов, сооружений и устройств сигнализации и связи, – влечет наложение штрафа в размере от двадцати до пятидесяти базовых величин.
3. Нарушение правил проезда гужевого транспортного средства и прогона скота через железнодорожные пути, выпаса скота вблизи железнодорожных путей, – влечет наложение штрафа в размере от одной до десяти базовых величин.
4. Проход по железнодорожным путям или нахождение на железнодорожных путях в местах, не предназначенных для их пересечения, – влекут наложение штрафа в размере до двух базовых величин.
Согласно Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь, составлять протоколы и рассматривать дела по вышеуказанным статьям КоАП имеют право исключительно должностные лица органов внутренних дел.
За ряд противоправных деяний, совершенных на объектах железнодорожного транспорта также предусмотрена уголовная ответственность.
Статья 309. Умышленное приведение в негодность транспортного средства или путей сообщения
1. Умышленные разрушение, повреждение или приведение иным способом в непригодное для эксплуатации состояние средств железнодорожного, водного, воздушного, автодорожного, магистрального трубопроводного транспорта, путей сообщения, сооружений на них, средств сигнализации или связи или другого транспортного оборудования, если эти действия заведомо для виновного могли повлечь смерть человека, крушение, аварию либо иные тяжкие последствия, – наказываются штрафом, или арестом, или ограничением свободы на срок до трех лет, или лишением свободы на тот же срок.
2. Те же действия, повлекшие по неосторожности причинение тяжкого или менее тяжкого телесного повреждения либо ущерба в особо крупном размере, – наказываются штрафом, или арестом, или лишением свободы на срок до четырех лет.
3. Действия, предусмотренные частями 1 или 2 настоящей статьи, повлекшие по неосторожности смерть человека, – наказываются лишением свободы на срок от трех до десяти лет.
4. Действия, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, совершенные в целях совершения преступлений, предусмотренных статьями 124, 126, 289, 359 и 360 настоящего Кодекса, – наказываются лишением свободы на срок от семи до пятнадцати лет со штрафом или без штрафа.
Статья 310. Умышленное блокирование транспортных коммуникаций
1. Умышленное блокирование транспортных коммуникаций путем создания препятствий, установки постов или иным способом, повлекшее причинение ущерба в особо крупном размере, – наказывается штрафом, или исправительными работами на срок до двух лет, или ограничением свободы на срок до трех лет, или лишением свободы на тот же срок.
2. То же действие, повлекшее по неосторожности смерть человека либо причинение тяжкого или менее тяжкого телесного повреждения, –наказывается арестом, или ограничением свободы на срок до пяти лет, или лишением свободы на срок от трех до десяти лет.
Постановлением Министерства транспорта и коммуникации Республики Беларусь от 30 июня 2015 г. № 27 «Об утверждении Правил нахождения граждан и размещения объекта в зонах повышенной опасности, выполнения в этих зонах работ, проезда и перехода через железнодорожные пути» утверждены правила поведения па объектах железнодорожного транспорта, в соответствии с которыми:
• переход через железнодорожные пути осуществляется в установленных и обозначенных для этого местах (пешеходные переходы, тоннели, мосты, а также другие места, обозначенные соответствующими знаками);
• при переходе через железнодорожные пути необходимо внимательно следить за сигналами, подаваемыми техническими средствами и (или) работниками организаций железнодорожного транспорта общего пользования;
• при переходе через железнодорожные пути гражданам не следует пользоваться телефонами мобильной связи и наушниками;
• пересечение железнодорожного пути после прохода поезда одного направления следует производить, убедившись в отсутствии следования поезда встречного направления.
Кроме этого находясь объектах железнодорожного транспорта категорически запрещается:
• проходить по железнодорожным путям или находиться па железнодорожных путях и неустановленных местах;
• накладывать на железнодорожные пути любые посторонние предметы, оставлять на путях вещи, создавать иные помехи, которые могут вызвать затруднение движения железнодорожного транспорта;
• повреждать железнодорожные пути, защитные лесонасаждения, снегозащитные ограждения и другие путевые объекты, сооружения и устройства энергообеспечения, сигнализации и связи, железнодорожного подвижного состава;
• заходить за ограничительную линию/края пассажирской платформы;
• подлезать под транспортные средства железнодорожного транспорта, подлезать через автосцепные устройства между вагонами.
• проводить подвижные игры;
• блокировать железнодорожные пути и другие объекты железнодорожного транспорта общего пользования.
Слуцкий РОВД.