Война в судьбах моей семьи
Ушедшая в историю, но не исчезнувшая из памяти людей Великая Отечественная война в той или иной степени коснулась каждой семьи некогда единой многонациональной страны. Юг Украины, благодатный край, трудолюбивые люди. После трудностей, связанных с голодом, насильственных действий властей по установлению колхозного строя на селе жизнь стала налаживаться к лучшему.
Мои дедушка и бабушка много работали, подрастали дети, учились в школе, в семье росла уверенность в благополучии завтрашнего дня. 22 июня 1941 года в один миг все стало другим.
Дедушка
Прохор Иванович Дубовский – участник первой мировой войны. В 1915 году был пленен немецкими войсками, долго находился в плену на территории кайзеровской Германии. Там заболел туберкулезом, домой вернулся в начале 1919 года. Работал в колхозе бригадиром табаководческой бригады. За ударный труд был награжден орденом Трудового Красного Знамени.
Немецкий офицер и три полицая появились на нашем дворе в один из ноябрьских дней 1941 года. Полицаи сказали дедушке собираться, но дедушка (по происхождению поляк) обратился к офицеру на немецком языке, что крайне удивило последнего. Офицер заявил, что дедушка является советским активистом, награжден орденом и поэтому подлежит аресту. Офицер попросил дедушку угостить его табаком. Затянувшись несколько раз самокруткой, он волчком закрутился по двору и сказал дедушке: «Правильно ты их травил своим зельем, но все равно ты должен быть наказан. Таков немецкий порядок». По его команде полицаи застрелили годовалого кабана, погрузили его на телегу и все уехали, оставив семью на голодное прозябание. На этом история не заканчивается…
Мой дядя
Михаил Прохорович Дубовский. Родился в 1923 году. К началу войны успел закончить 10 классов и курсы счетоводов. Работал в офицерской столовой по специальности. Повестку на призыв получил во второй половине июля 1941 года. Со сборного пункта в селе Волчек Полтавской области пешим строем призывников направили в г. Пирятин, затем вернули обратно в г. Лубны, где сформировали 13-ю запасную бригаду Юго-Западного фронта. В течение месяца отступали, преимущественно шли пешком ночами, вышли в район Сталинграда. Позже бригада была включена в состав Калининского фронта. Воевал в составе 82-го стрелкового полка 33-й стрелковой дивизии. Сначала был минометчиком, затем помощником политрука минометной батареи. В одном из боев был тяжело контужен взрывом снаряда, засыпан землей и снегом, и только через несколько часов бойцы похоронной команды откопали еле живого. Позже его отобрали для учебы во втором Ленинградском артиллерийском училище, которое располагалось в г. Белорецк Башкирской АССР. За проявленные мужество и героизм награжден орденами и медалями.
После окончания войны продолжил службу в Вооруженных Силах, потом работал начальником отдела кадров института трубной промышленности в г. Днепропетровске (ныне Днепр, Украина). Полковник в отставке. Умер в 2004 году. Его жена Лена долго болела, сказались военные скитания, умерла в 1948 году, а родившийся в дедушкином доме в 1942 году мой брат Олег умер в 1952-м. Война вновь напомнила о себе и обернулась тяжелыми потерями для нашей семьи.
Тетя Мария
Немцы на нашем подворье побывали дважды. В один из осенних дней 1942 года молодежь села, среди которых была и моя тетя, собрали в немецкой комендатуре под предлогом учета и рационального использования рабочей силы. Молодых людей окружили полицаи и повели в г. Лубны (7 км от нашего села), где закрыли в здании бывшей махорочной фабрики. Среди молодежи разнесся слух о том, что их готовят к отправке в Германию. Ночью, когда охранявшие их полицаи напились, девушки связали платки, спустились по ним через окно со второго этажа и разбежались по домам. А утром к нам опять пришли полицаи с немецким солдатом и арестовали дедушку, при этом пригрозили: если к обеду тетя не придет в комендатуру, дедушку отправят в концлагерь.
Так моя тетя оказалась в Германии. Вместе с другими девушками она работала на немецком патронном заводе. Работа была организована круглосуточно по сменам, кормили скудно два раза в день. В субботу и в воскресенье отпускали в город, где девушки подрабатывали за еду в хозяйствах местных жителей. Освободили их американцы. Через две недели передали советской администрации. Прошла фильтрационный лагерь, моральные унижения. Через некоторое время их погрузили в товарные вагоны и под охраной отправили на Родину. Не любила моя тетя рассказывать об этом. Всякий раз, когда заходил разговор о тех днях, она начинала плакать. Всю жизнь прожила тихо и незаметно, родила Таню, мою сестру, дождалась внуков и правнуков, получила компенсацию от германского правительства за принудительный рабский труд.
Отец
К началу войны мой отец работал старшим оперуполномоченным НКВД на узловых железнодорожных станциях Ромодан и Гребенка в Полтавской области. В августе 1941 года в составе стрелковой дивизии был направлен в район Киева. Вся дивизия попала в окружение. Немцы прорвали Юго-Западный фронт, в котлах оказалось около 800 тысяч командиров и красноармейцев. Вместе с несколькими боевыми товарищами отец скрывался в лесу. Зная, где до войны служил мой отец, немцы несколько раз приходили домой с обыском. Решив больше не испытывать судьбу, отец и его товарищи ночами пробирались к линии фронта, пересечь которую удалось только спустя три месяца.
Несмотря на то, что отец вышел к своим в военной форме со знаками различия, с документами и оружием, он был арестован, помещен в фильтрационный лагерь. Вопрос был один: что делал на оккупированной территории, почему не застрелился как работник НКВД?
Разжалован, осужден, направлен в отдельный штурмовой батальон (штрафбат) третьего Украинского фронта. Воевал в должности старшего пулеметчика. Во время боя огнем пулемета обеспечил развертывание и вступление в бой стрелковой роты, что способствовало тактическому успеху наших войск. В этом бою тяжело ранен немецким снайпером (сквозное пулевое ранение), награжден орденом Славы 3 степени. После излечения в госпитале через запасной офицерский полк резерва вновь оказался на фронте. В начале 1944 года был тяжело ранен разрывом немецкой мины.
Впоследствии реабилитирован. Войну закончил в должности офицера по распределению военнопленных на территории Австрии. Награжден орденами Славы 3 степени, Красной Звезды, Отечественной войны 1 степени, медалями «За боевые заслуги», «За победу над Германией в Великой отечественной войне 1941 – 1945 гг.» и многими другими. Умер в возрасте 74 лет. Сказалось ранение немецкого снайпера. На слова был скуп и малоразговорчив. Совсем не любил говорить о войне. В редкие минуты откровений рассказывал о силе духа простого солдата.
Впоследствии военные обстоятельства из биографий отца и моей тетки Меланьи сыграли отрицательную роль и в моей судьбе: мне отказали в оформлении специального допуска, что не позволило поступить в одно из специфических учебных заведений бывшей Советской Армии.
Леонид ДИДЕНКО,
член Слуцкой районной организации
ОО «Белорусский союз офицеров».