Cводный отряд УВД Миноблисполкома в Наровлянском районе, июнь 1987 г.
Когда в конце апреля 1986 года в народе уже говорили о Чернобыле, официально еще никто ничего не знал. Москва не дала “добро” на информацию. Возможно, это и к лучшему. Могла произойти страшная паника. Но с другой стороны люди не знали об элементарных средствах защиты. Жизнь протекала своим чередом: работа, школа, весенний сев, первомайские праздники… Но на самой станции работа велась уже с первых минут и часов. Управление внутренних дел Миноблисполкома, как впрочем и другие УВД, уже начали формировать сводные отряды работников милиции.
С первых дней четко была обозначена пятикилометровая зона вокруг атомной станции, в срочном порядке началась эвакуация населения, скота, госимущества. После того, как произошло отселение с 5-30-километровой зоны, наступила тишина. Тишина, которая не успокаивала, не ласкала душу. Это была мертвая тишина…
Милиция взяла под охрану все важные объекты, организовала пропускную способность на дорогах. Так что нельзя сказать, что ничего, без указаний “сверху”, не делалось.
Прошло более четверти века с той поры, но память хранит многие эпизоды того времени – это и дороги, забитые тракторами и комбайнами, машинами с различным грузом, телегами. В деревнях бесхозные куры, бегали с опущенными ушами кролики, коты, собаки…
Никогда не забыть плачущих детей, на лицах взрослых растерянность, боль, тоска уходящих не по своей воле людей от своих домов и родительских могил. Да и мы, работники милиции, о трагедии и ее последствиях знали очень мало. Только через годы я прочитал, что на Беларусь пришлось 35% выброса цезия-137, что чернобыльский взрыв накрыл территорию, на которой проживало почти 2 миллиона людей. Почти все жители подверглись “подлому удару”.
Вместе со слуцкими милиционерами – Владимиром Нимирой, Александром Александровичем, Иваном Метельским, Валерием Антипенко – довелось служить с копыльскими – Михаилом Засимовичем, Леонидом Мароцким, стародорожскими – Иваном Лосиком, Александром Баклановым, любанскими – Владимиром Волосевичем, Николаем Баклаем и др.
15 тысяч белорусских милиционеров приняли участие в ликвидации Чернобыльской аварии, и со многими довелось служить мне. Если назвать всех, список будет очень большой. Копыльским ликвидаторам желаю крепкого здоровья.
Михаил ТАРАСЕВИЧ,
ликвидатор ЧАЭС
д. Волошево.