22 июня 1941 года. Летний теплый день, который разделил миллионы жизней людей на до и

после…

Когда началась война, Валентине Шило было 3,5 года.

– Мы жили в поселке Дрибинского района Могилевской области, – рассказывает Валентина Алексеевна. – Уже осенью 1941 года возле нас проходила линия фронта. Мама рассказывала, что, когда пришли немцы, они выгоняли людей из домов, разбирали постройки и строили себе землянки. Ну а людям куда деваться? Пошли почти все жители деревней в лес. Там и прожили 2 года.

В 1943 году в лесу проходила облава, искали партизан. Часть людей расстреляли, часть выгнали на поселковую дорогу.

– Мы думали, нас тоже будут расстреливать, – вспоминает Валентина Алексеевна. – Однако, к нашему удивлению, немцы подогнали большие машины и повезли нас в Оршу на железнодорожный вокзал, где людей погрузили в товарные вагоны и отправили в Германию, в концлагеря.

Валентине Шило было всего 5 лет.

– Помню, мама мне к вечеру даст кусочек сбереженного хлебушка, я его зажимала в кулачке и лизала, растягивая жалкие крохи, пока не усну, – рассказывает собеседница.

Еще Валентина Алексеевна помнит, что людей часто переселяли из одного концлагеря в другой.
– Так мы почти добрались до города Саарбрюккена, что на границе с Францией, – рассказывает бывшая узница. – Там нас и освободили союзные войска. Моя мама руки в молитвенном жесте сложила и заплакала: «Я в одной сорочке, пешком пойду, но только на Родину свою. Я приду, стану на колени и буду земельку родненькую целовать». Вместе с нами в концлагерях, как говорила мама, было много иностранцев: французов, итальянцев, украинцев, поляков.

Людей из концлагерей вывозили эшелонами. Героиня вспоминает, что они ехали на крыше вагона.
– Вернулись мы в родное село, а там пустота. Фашисты даже деревья и кусты все повырезали в округе. А еще, отступая, немцы заминировали все вокруг. Сколько после войны от мин погибло людей, детей покалечено… Особенно мальчишки к ним лезли. У меня на глазах соседская бабушка побежала за внуком своим, не успела. Мальчик подорвался, и ей ноги оторвало…

Потихоньку деревня отстроилась. Во дворах зазвучал звонкий детский смех. Люди перестали вздрагивать от звука пролетающего в небе самолета…

– Мы радовались всему: солнцу, небу, зеленой траве, – рассказывает Валентина Шило. – Каждому мирно прожитому дню. Цените мир, детки, и не дай бог вам узнать, что такое война.

Ирина ШАБАШЕВА.

Оставить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи