Всемирный день распространения информации об аутизме призван в том числе заострить внимание на вопросах социальной реабилитации детей, имеющих такой диагноз.
Аутизм сегодня является довольно распространенным явлением. Ежегодно по всему миру увеличивается количество людей, у которых наблюдается такое расстройство. По статистике, аутизмом в мире страдают более 10 млн человек. Количество детей с расстройствами аутистического спектра по всему миру в 1995 году составляло 1 из 5000. На 2017 это количество значительно изменилось. Согласно современным данным, на 10 тысяч новорожденных детей приходится 40 – 45 случаев детского аутизма и 60 – 70 случаев расстройств аутистического спектра. Это означает, что они встречаются чаще, чем изолированные глухота и слепота вместе взятые, чем синдром Дауна или детские онкозаболевания.
Стоит обратить внимание на понятия «расстройства аутистического спектра» и «аутизм».
Расстройства аутистического спектра (РДА) – диагноз, объединяющий все варианты схожих с аутизмом состояний, при которых отмечаются более мягко выраженные признаки и симптомы.
Аутизм – расстройство, возникающее вследствие нарушения развития головного мозга, характеризующееся выраженным всесторонним дефицитом социального взаимодействия и общения, а также ограниченными интересами и повторяющимися действиями. Оно может иметь различные формы (легкая, средняя, тяжелая) и принимать различные виды (детский аутизм, синдром Аспергера, атипичный аутизм, синдром Ретта и пр.).
По статистике, в Беларуси аутизм серьезно прогрессирует. За период с 2005 по 2012 год количество детей, страдающих этим заболеванием, выросло почти в три раза. В 2015 году количество аутистов младше 18 лет увеличилось до 10 тыс. человек. Количество заболевших растет во всех регионах республики, но больше всего в Минске.
Однако данные недостоверны, так как не все обращаются к врачам, многие просто стесняются признать, что у их ребенка есть подобная проблема. Зафиксированным оказывается только каждый 10 случай аутизма.
В Слуцком районе зарегистрировано 1502 ребёнка с ОПФР из них 5 с РДА. В нашем регионе такие дети не изолированы, они обучаются в опорных учреждениях образования для детей с особенностями психофизического развития, в которых организована среда с учётом их возможностей и потребностей. Эти дети могут быть успешными, могут учиться со сверстниками, участвовать в различных мероприятиях, у них может быть хобби, они могут дружить, у них могут быть такие же трудности, как и у типично развивающихся сверстников.
История 1.
Учитель: «Кажется, совсем недавно в первый класс пришёл мальчик, который, на первый взгляд, ничем не отличался от других ребят. Но это только на первый взгляд. Трудности в общении с детьми и взрослыми, в самообслуживании, неумение отвлечься от непосредственных впечатлений окружающего проявились с первых дней учёбы.
Сколько любви, сил, понимания проявила мама этого ребенка! Выполняла рекомендации педагогов, старалась помочь в решении возникающих трудностей. Постоянно занималась его развитием.
Сейчас мальчик учится уже в 7 классе. В этом высоком красивом парне и не узнаешь того маленького беспомощного первоклассника.
Педагоги, говоря про учащегося, единогласны в своём мнении – это воспитанный, дисциплинированный, ответственный ученик. Не всегда и не всё получается, но вместе можно преодолеть все трудности».
Друг: «Мы познакомились и подружились. Он добрый, спокойный, отзывчивый друг и товарищ. С ним можно поговорить на любую тему».
История 2.
Учитель-дефектолог: «С ребенком я знакома 9 лет. Мальчик с аутистическим поведением вёл себя странно: не отвечал на вопросы, не
общался со сверстниками, много и часто плакал. Школа со своей системой уроков вызывала у ребёнка стресс.
Сейчас это взрослый и самостоятельный молодой человек. Уроки в школе посещает с большим удовольствием, не отказывается от дополнительных занятий. Нельзя сказать, что всё даётся ему легко. Помогают в учёбе его особенности: умение сосредотачиваться и прекрасная зрительная память.
В свободное время любимая игра – шахматы. В эту игру он играет даже в школе на переменах. Парень отличается редкой пунктуальностью и исполнительностью».
К сожалению, на детских площадках можно наблюдать картину, как мамы типичных детей выражают недовольство, забирают своих детей из песочницы, увидев особого ребёнка. Дети не видят этих особенностей, они играют, общаются, а родители думают, что это нанесёт некий вред их чадам и поэтому начинают вести себя по-особенному.
История 3.
Мама ребёнка с аутизмом: «Как измерить уровень боли и обиды?.. Наверное, такой мерки просто не существует. Нельзя сказать, что матери, у которой ребёнок инвалид, больнее, чем матери, у которой ребёнок болеет астмой или сломал руку… Материнское сердце обливается кровью в любом из этих случаев. Пожалуй, разница лишь в том, что у кого-то есть реальная надежда на полное исцеление, на нормальную обычную жизнь для своего ребёнка, на то, что этот мир откроет перед ним двери и никто не будет смотреть вслед вашему «солнышку» в лучшем случае с сочувствием, а в худшем – со злобой и ненавистью. Вы не услышите в спину: «Нарожали инвалидов… » или что-то в этом роде, а мамы особенных деток иногда слышат. Но страшно даже не это, страшнее всего равнодушие. Как бы вы не хотели закрыть глаза и не видеть, есть мы и они – наши особенные, наши самые любимые, самые дорогие дети. Такие же как и ваши детки для каждой из вас. Они тоже хотят играть, хотят общаться, пусть это и не совсем получается. Если вы видите на детской площадке ребёнка, который не говорит, а по возрасту уже должен, который выражает эмоции жестом и мычанием, не надо шарахаться от него, мама всегда рядом с таким ребёнком. Эта мама не отойдёт ни на секунду, потому что её сердце всё время плачет, даже в минуты радости и счастья. Если в поликлинике вы видите такого ребёнка – пропустите, вам проще удержать малыша до года, чем маме носить девочку или мальчика 20 – 25 килограмм, а ведь мы носим и стоим в очередях.
Каким бы великим педагогом вы не были, не старайтесь обязательно влезть с советом по воспитанию, присмотритесь к ребёнку: если это ребёнок особенный, то мама сама даст кучу советов, расскажет о миллионе методик. Мы есть, к сожалению, нас становится всё больше с каждым годом. Никто не даст гарантии, что именно вы, не дай Бог, не встанете с нами в один ряд как мама, бабушка, тётя особенного ребёнка. Примите тот факт, что сегодня это наша реальность, и давайте вместе сделаем так, чтобы у наших и у ваших деток было детство. Здоровья, мира, любви и тепла всем вам!!!».
Обратите внимание на эти слова Сони Шаталовой (аутизм, 18 лет): «Люди разные, как звезды. Я люблю всех. Сердце вмещает все звезды Вселенной».
Валентина ШЕШКО,
учитель-дефектолог ГУО «Слуцкий районный ЦКРОиР»
Читайте также материал по теме «Аутизм у детей» А. Плеханова, психолога Слуцкой ЦРБ.