Сделаем цифровые рынки справедливыми и честными». Под таким девизом в этом году проходит Всемирный день защиты прав потребителей

Все активнее в нашу жизнь входят цифровые технологии, которые изменяют характер многих услуг и продуктов. Так, к уже привычным услугам по обеспечению онлайн-оплаты за приобретенные услуги и товары добавилась возможность пользоваться настройками автоплатежей на оплату ЖКУ, мобильной связи и интернета. В этой связи особое внимание необходимо уделять обеспечению соблюдения прав потребителей на свободу выбора товара и на получение полной, достоверной и понятной информации о товарах, услугах, а также об исполнителях, продавцах, изготовителях и поставщиках в целях принятия потребителями обоснованных решений относительно приобретения товаров (работ, услуг).
В прошлом году отделом торговли и услуг Слуцкого районного исполнительного комитета рассмотрено 56 обращений по защите прав потребителей, в том числе 27 – в сфере торговли, 1 – в сфере общественного питания, 19 – в сфере оказания бытовых услуг, 3 обращения в сфере жилищно-коммунальных услуг, 6 обращений по иным направлениям. По результатам рассмотрения обращений составлено и направлено в суд для рассмотрения и принятия решений 6 административных протоколов по части 1 статьи 12.17 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях по нарушениям правил бытового обслуживания населения, по части 8 статьи 12.17 Кодекса по фактам несанкционированной торговли в месте, запрещенном законодательством, проведены мониторинги.
Основные вопросы обращений: некачественное предоставление услуг; несвоевременное исполнение договорных обязательств; нарушение Правил торговли; вопросы консультационного и информационного характера в сфере защиты прав потребителей. Доминируют вопросы оплаты мест на рынке физическими лицами, открытия объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения, установки новых аттракционов в городском парке культуры и отдыха. Поступают обращения по вопросам работы организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих розничную торговлю мобильными телефонами и планшетами, иной сложной бытовой техникой и их ремонт.
Во всем мире стремительно развивается электронная коммерция: все больше покупок совершается через интернет, растет число всевозможных онлайн-сервисов и услуг. Наряду с несомненными преимуществами и удобством дистанционных способов продаж и обслуживания все более актуальными становятся вопросы правовой защиты потребителей в этой сфере.
Торговля по образцам с использованием сети интернет регулируется:
– Законом Республики Беларусь от 8 января 2014 г. №128-З «О государственном регулировании торговли и общественного питания в Республике Беларусь»;
– Законом Республики Беларусь от 9 января 2002 г. №90-З «О защите прав потребителей»;
– Правилами продаж отдельных видов товаров и осуществления общественного питания и Положением о порядке разработки и утверждения ассортиментного перечня товаров, ассортиментного перечня продукции общественного питания, утвержденных постановлением Совмина Республики Беларусь от 22 июля 2014 года №703 (далее – Правил продаж).
У продавца, реализующего товар через интернет-магазин, товар должен быть в наличии, за исключением случаев, когда продавец  определил, что товары не предназначены для продажи, например, изучение спроса и т.п.
Как показывает практика, предложение товара на сайте интернет-магазина признается публичной офертой при наличии всех существенных условий договора. Публичная оферта – лишь предложение заключить договор.
На основании статьи 402 Гражданского кодекса Республики Беларусь «Основные положения о заключении договора» договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законодательстве как существенные, необходимые или обязательные для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение. Договор заключается посредством направления оферты (предложения заключить договор) одной из сторон и ее акцепта (принятия предложения) другой стороной.
В случае отказа потребителю в заказе товара при отсутствии на странице интернет-магазина дополнительной информации о товаре, например, «изучение спроса», «нет в наличии» и т.п., действия продавца являются неправомерными и он может быть привлечен к административной ответственности за нарушение правил торговли.
При приобретении товаров в интернет-магазине за покупателем сохраняются все права, гарантированные Законом Республики Беларусь «О защите прав потребителей». Потребитель имеет право потребовать замены товара ненадлежащего качества. Требование о замене некачественного товара должно быть удовлетворено продавцом незамедлительно. Если это невозможно сделать сразу или если продавцу необходимо проверить качество товара, то продавец должен заменить товар в течение 14 календарных дней. 
В то же время требовать замены технически сложных и дорогостоящих товаров можно только в том случае, если у них имеются существенные недостатки. Продавец в случае необходимости может провести проверку качества товара. Она проводится за счет продавца. В случае, когда после проверки будет установлено, что товар качественный, продавец не вправе требовать от потребителя возмещения потраченных на проверку средств.
При совершении покупок через  интернет следует обратить внимание:
– если на интернет-сайте указано, что для приобретения товара необходимо произвести предоплату, особенно с использованием электронных денег или посредством перевода денежных средств через банковскую карточку, выданную на имя частного лица, будьте внимательны: данная сделка является опасной;
– отсутствие контактной информации и сведений о продавце: данный интернет-магазин может представлять собой опасность для потребителя;
– указание на интернет-сайте низкой цены (ниже рыночной). Такой прием часто используется мошенниками для привлечения потребителей;
– если в описании товара присутствуют явные несоответствия, следует осторожно отнестись к подобному объявлению;
– вас должна насторожить ситуация, если в процессе совершения покупки менеджер начинает торопить с покупкой  товара, настаивать на быстрой оплате, ссылаясь на то, что данная цена действует только в течение нескольких дней.
Напоминаем гражданам, что государственную защиту прав потребителей в Слуцком районе осуществляет уполномоченный по защите прав потребителей – специалист отдела торговли и услуг Слуцкого районного исполнительного комитета, а также ОО «Слуцкое общество защиты прав потребителей». 
  • Отдел торговли и услуг Слуцкого районного исполнительного комитета напоминает: 
– при приобретении товара (оказании работы, услуги) внимательно ознакомьтесь с информацией о товаре (работы, услуги), которая должна быть полной и достоверной, на русском и (или) белорусском языках (технический паспорт, инструкция по эксплуатации, этикетка, ярлык и т.д.);
– при приобретении товара (оказании работы, услуги) требуйте чек или иной документ, подтверждающий факт приобретения;
– при приобретении некачественного товара (оказании работы, услуги), потребитель  вправе потребовать по своему выбору: замены товара на качественный товар, безвозмездного ремонта, устранения недостатков выполненной работы (оказанной услуги), соразмерного уменьшения  цены товара (выполненной работы, оказанной услуги) либо возврата денег.
Всегда внимательно читайте договор оказания работы (услуги). Ваша подпись на договоре свидетельствует о том, что вы согласились со всеми условиями договора.
Отдел торговли и услуг Слуцкого райисполкома.

Похожие записи