Вечером, 28 марта в Слуцкое РОВД поступил звонок: в доме по ул. Чехова, на подоконнике 9 этажа со стороны улицы стоит маленькая девочка. Выехав по месту, сотрудники милиции быстро установили, о какой семье идет речь, кто проживает в квартире — многодетная мама Зинаида Кольцова и ее четверо несовершеннолетних детей: 12-летняя Алиса, 7-летняя Катя и близняшки 5-ти лет Маша и Саша. Получается, одна из девчонок и вышла на подоконник, рискуя жизнью… А где в это время находилась мама, почему не досмотрела?

Родительницы, как оказалось, не было дома. Она придет потом и будет объяснять сотрудникам милиции, что столь глупый поступок совершила ее старшая дочь Алиса: девочка вышла на скользкий обледенелый подоконник, чтобы… помыть окно. Мама заверяла — в тот злополучный день дети впервые остались дома одни, да и защиты на окне не оказалось по чистой случайности!

Закрывать глаза на то, что случилось и могло привести к смерти еще одного невинного ребенка, районные службы не стали. Уже на следующий день всех детей Зинаиды Кольцовой, включая старшего 17-летнего Кирилла, который проживал у родной тети — изъяли из семьи и поместили в СПЦ. На данный момент принято решение об обращении с исковым заявлением в суд о лишении Зинаиды и ее бывшего супруга родительских прав в отношении детей. Родительница посчитала такую меру слишком жесткой и несправедливой — записала видеообращение к Президенту с просьбой о помощи. Мол, не пью, не курю, девочки накормлены, одеты, посещают кружки: зачем забирать их из такой благополучной семьи. Правда, в другом видео женщина призналась, что в семье имеются проблемы, но во всем виноват старший сын Кирилл. Он и «избивает маму, и друзей водит, которые делают непристойные предложения».

Корреспонденты «МП» решили разобраться в этой непростой и запутанной истории и выехали на место действия.

«Только не звоните и не говорите маме, я все сделаю»!

Первым делом решили обратиться в управление по образованию Слуцкого райисполкома: кому, как не педагогам знать про обстановку в семье? Тем более, столь благополучной (со слов Зинаиды Кольцовой).

совет

— Вообще-то задолго до случая с выходом ребенка на подоконник, еще в 2022 году многодетная семья Зинаиды Кольцовой была признана находящейся в социально опасном положении, поэтому ни о каком благополучии речи не идет, — уверяет заведующий сектором охраны детства управления по образованию Слуцкого райисполкома Нина Грек. — Старшего сына, Кирилла, Зинаида родила от первого мужа, четверо девочек родились от второго мужа. Правда, сейчас супруги в разводе. В начале этого года они официально разорвали отношения.

Не сказать, что ситуация нормальная, но в жизни всякое бывает: люди расходятся, сходятся. Неужели тот факт, что мама осталась одна с пятью детьми на руках мог стать поводом для постановки семьи на учет в СОП?

совет

— В семье были проблемы другого характера: у Зинаиды не сложились отношения со старшим сыном Кириллом. Для нее он был как нянька, на которую можно было оставить младших детей. Кольцова не пускала сына гулять: ведь надо же было кому-то присматривать за девочками, убирать в квартире, готовить обеды и ужины. Дошло до того, что Зинаида не разрешила Кириллу поступать после 9 класса, — поясняет заместитель председателя Комиссии по делам несовершеннолетних Слуцкого районного исполнительного комитета Надежда Куликовская.

Когда мальчишка подрос, он дал понять, что больше не хочет быть «нянькой вместо мамки», стал протестовать. С этого и начались конфликты, скандалы. Кирилл стал уходить из дома, а младшие девочки, соответственно, оставались одни…

Зинаида Кольцова в это время работала: в городском кинотеатре на 0,25 ставки, плюс брала заказы на пошив одежды. В свое время женщина даже арендовала помещение для этих целей. Но летом здание сгорело.

— Все можно понять: мама зарабатывала на жизнь. Но ведь она получала пособие по уходу за Кириллом как ребенком-инвалидом. Плюс ей шли пособия на других детей. А по факту родительница уход не осуществляла, домой приходила и после 9 вечера, и после 10: все зависело от того, во сколько в кинотеатре заканчивался последний сеанс. Дети были дома одни до позднего часа, что не раз фиксировали и рейдовые службы. Известен случай, когда Алиса хотела подстричь ногти и так сильно порезала палец, что ее на машине скорой помощи привезли в приемный покой. Если бы мама была дома, наверное, не допустила бы такого…

Чем Кирилл становился старше, тем отношения с мамой у него становились хуже. Парень стал злоупотреблять — за что на Зинаиду Кольцову был составлен протокол по невыполнению родительских обязанностей. Но своей вины в том, что ребенок связался с дурной кампанией и не хочет идти на контакт, Кольцова не видела. Более того, она пришла в школу, где учился сын и при всех одноклассниках, стала его бить, оскорблять.

— А вот факты, что якобы Кирилл избивал мать: о чем Зинаида рассказала в видео — отсутствуют, — заверила Надежда Куликовская.

совет

Сложно не согласиться со специалистами отдела образования, комиссии по делам несовершеннолетних: психологическая обстановка в семье была напряженной. Но ведь в 2022 году Кирилл переехал жить к своей тете — скандалы с матерью должны были сойти на нет. Однако ситуация, как отметили специалисты, не сильно изменилась, ведь за старшую в семье теперь оставалась 12-летняя Алиса. Девочка как умела, делала уборку, присматривала за малышами.

— И так хотела угодить маме, что в ее отсутствие даже вылезла на подоконник помыть окно? — уточняю у специалистов.

— Про это Зинаида Кольцова тоже соврала: когда уже стали разбираться в ситуации, выяснили, что на подоконник вылезла 7-летняя Катя. И не окно помыть, а сбить сосульки. Хотя насчет того, что дети хотели угодить маме и искренне ее боялись: доля правды здесь есть. На заседаниях координационного совета, КДН Кольцова сама не раз признавалась, что требовала от детей соблюдения идеальной чистоты и порядка во всем. Дошло до того, что, когда у Кати что-то не получалось по учебе, она слезно просила: «Только не звоните и не говорите маме, я все сделаю»! Видимо, дети знали, что реакция мамы будет однозначной… Понимали это и мы: на тех же заседаниях координационного совета, КДН Зинаида Кольцова вела себя крайне эмоционально: могла смеяться, потом начинала кричать, плакать.

«Вы меня не сломаете, я как жила — так и буду жить!»

Случай с выходом Кати на подоконник стал, что называется, последней каплей — службы района вынуждены были поместить детей на полгода в СПЦ. Эти 6 месяцев были для Кольцовой шансом доказать, что она может и хочет быть хорошей родительницей. Тем более, что многодетной маме помощь в налаживании детско-родительских отношений предлагали самые разные службы: ЦРБ, милиция, соцзащита. Ведь все заинтересованы в том, чтобы дети росли в биологической семье.

дом

Однако предложенную ей помощь Зинаида Кольцова отклонила: «Я же мать, я знаю, как мне воспитывать своих детей».

— У нее позиция: вы меня не сломаете, я как жила — так и буду жить. И все вам докажу! — поясняет Надежда Куликовская.

Так, женщине было предложено пройти консультацию у специалиста: чтобы научиться сдерживать гнев, эмоции. Ее неоднократно вызывали в ЦРБ, и Кольцова туда, наконец, явилась. Но лишь с той целью, чтобы заявить в жесткой форме: «Больше меня сюда вызывать не нужно! Я ни в какой помощи не нуждаюсь!» С психологами школы, детского сада, ТЦСОН Зинаида Кольцова тоже отказалась работать. Хотя 2 встречи с психологом СПЦ посетила.

заседание

Опять-таки, родительнице было рекомендовано сменить работу в кинотеатре на более высокооплачиваемую. Однако и тут неувязка: у женщины украли паспорт. Уже 3 месяца, как она не делает новый. Не хочет, чтобы в документе стоял штамп «обязанное лицо»?

— Правда, к некоторым рекомендациям Кольцова все-таки прислушалась. Когда забрали детей, ей сказали навести порядок в квартире. Она наняла клининговую кампанию, ей вычистили квартиру. Но на сколько этого хватит? В квартире живет большая собака, три кота: там постоянно нужно поддерживать порядок, а не сделать что-то разово.

Поинтересовалась: сколько раз Зинаида Кольцова за то время, пока дети находятся в СПЦ — навещала их. Заместитель председателя Слуцкого райисполкома по вопросам социальной сферы и идеологической работе Наталья Чернушевич заверила — довольно часто. Приносила им пиццу, суши, разные угощения. Казалось бы: каждое такое свидание с «кровинушками» должно быть как глоток свежего воздуха. Но во время одной из встреч Кольцова умудрилась поскандалить с сыном Кириллом, за что женщину даже на двое суток поместили в изолятор временного содержания. Хотя и до этого она привлекалась судом за оскорбления должностных и иных лиц. Так что такое поведение для Зинаиды Кольцовой не редкость.

— Сколько раз я ни посещала СПЦ, у меня складывалось впечатление, что тесной психологической связи у Кольцовой с детьми нет. Даже Алиса как-то обмолвилась: мол, скорее бы мне куда-то уйти, только дайте с собой зарядное устройство для телефона. О том, чтобы уйти именно к маме, девочка не сказала…

— Алиса сложный ребенок. Поведение ее оставляет желать лучшего: она сквернословит, позволяет себе брать чужие вещи, продукты, — говорит Надежда Куликовская. — С ее телефона новой жене отца (бывшего мужа Кольцовой) были отправлены сообщения очень непристойного характера. Причем тексты были такими, что их, скорее всего, писали под диктовку взрослого… Не исключено, что Зинаида Кольцова до сих пор не может отойти от травмы, что супруг ушел к другой женщине. И свои эмоции, переживания переносит, в том числе, на детей.

«За лето 32 ребенка погибло! Так что, всех матерей лишать?»

Выслушать точку зрения Зинаиды Кольцовой нам не удалось: в кинотеатре, где женщина работает, объяснили, что к своим обязанностям она приступает в 15.30. Решили, что ради разговора с многодетной мамой вернемся в кинотеатр к этому времени. А пока — заедем по тому самому адресу, куда 28 марта бдительные соседи вызвали милицию, увидев на подоконнике маленького ребенка.

бабушка

… Девятиэтажный дом стоит в окружении таких же многоэтажек. На скамеечке возле первого подъезда — женщина лет 65. Подходим и спрашиваем: не знает ли она Зинаиду Кольцову, которая проживает в подъезде?

— Я и есть мама Зинаиды, — вздыхает женщина. — Приехала взять вещи, теперь собираюсь в деревню.

Просим пенсионерку прокомментировать ситуацию с внуками: как так получилось, что 7-летний ребенок в непогоду вышел на обледенелый подоконник?

— Девочки никогда не оставались одни, все время находились со мной: я или забирала их на лето к себе, или сюда приезжала. Но в тот день так вышло, что мне пришлось вернуться в деревню.

— Но ведь тот день мог стать роковым для вашей семьи: если бы ребенок сорвался, вы и себя, и Зину винили бы…

— Сколько за лето детей погибло? 32 человека! Так что, всех матерей лишать? Ну, вышла Катя неизвестно чего. Зина в это время шла по дороге, не успела подойти. Прилетела милиция, Алиса взяла вину на себя, чтобы Катю не ругали.

бабушка

Про то, что дочери была рекомендована работа с психологами, бабушка знает. Но не считает, что Зине это нужно.

— Да, она у меня эмоциональная, плачущая. Но зачем ей столько психологов? Дочь не наркоманка, не курит, не пьет.

Женщина уверена, что в СПЦ ее внукам плохо: другие дети обижают их, к тому же в приюте ребятам дают рыбу, которую девочки не едят.

— Если Зину будут лишать родительских прав, оформлю опеку над внучками на себя. Жить нам с Зиной в одной квартире нельзя будет, но у дочери еще две квартиры есть, построенные с помощью государства. А эта квартира на меня оформлена. Так что с жильем проблем нет.

«Дети меня в чем-то боятся»

Во второй половине дня мы снова подъехали к кинотеатру, где уже несколько часов на своем рабочем месте должна находиться Зинаида Кольцова. Женщина не ждала нас (заранее договориться с многодетной мамой о встрече возможности не было, так как все номера у нее не доступны для входящих звонков), но на разговор случчанка согласилась: рассказала немного о ситуации в семье, о проблемах с мужем.

мама

— Он ушел к любовнице, моей троюродной племяннице. Я в свое время ее приютила: как оказалось, пригрела змею на груди. Она меня за это отблагодарила вот таким способом. Хотя у нас в семье все было хорошо, — уверяет многодетная мама.

Попросила женщину более подробно остановиться на проблемах с сыном: ведь именно из-за него семью и поставили в СОП. Женщина призналась — она не разрешила Кириллу поступать после 9 класса. В знак протеста он начал пить, завел компанию с сомнительным человеком.

— Но ведь вы оставляли на сына младших детей: значит, доверяли ему? — уточняю у Зинаиды.

Она непреклонна: Кирилл никогда не оставался с девочками за няньку, за ними смотрела бабушка.

мама

— Иногда они оставались одни, но каким образом? Я на работе до 10 вечера, они со мной до 9 здесь, в кинотеатре. Потом я их сажаю в такси, и они едут домой, готовятся ко сну. А после десяти вечера домой приезжаю я.

По ходу разговора обращаю внимание: своего старшего сына Кирилла Зинаида любяще называет «Кирюшка». Но зачем тогда записала видео, где обвиняет его в нанесении побоев?

— А зачем он сказал, что был нянькой для девочек, воспитывал их, пока меня не было дома? — тут же меняет тон разговора женщина. — Я ему в марте на день рождения подарила 13-ый айфон, а он так со мной поступил! Когда узнала, что сын наговорил про меня в СПЦ, пришла забирать этот самый телефон! Ну, раз я не достойная мать, верни подарочек! А вдруг я его заработала не достойно? Был скандал, специалисты СПЦ вызывали милицию. Я еще сына без квартиры оставлю, которую на него оформила. Сейчас буду думать, как лишить его наследства.

— С одной стороны, говорите о сыне с любовью, с другой — хотите всего лишить. И еще это видео с обвинениями в его адрес…

— Я хочу, чтобы сыну тоже было больно. Чтобы он понимал, что нужно отвечать за свои поступки, — аргументировала многодетная мама. 

О злополучном дне 28 марта Зинаида вспоминает с сожалением. И говорит, что ее Алиса — большая молодец, потому взяла на себя вину сестры Кати, которая и вышла на подоконник.

— Алиса разогревала еду детям и просто не уследила за сестрами! — эмоционально объясняет женщина. — Дочка провела на кухне буквально минуту. Когда вошла в комнату и увидела Катю, силой втащила ее внутрь и дала затрещину «по чайнику». Потом дочка сказала: «Мама, я теперь понимаю, почему ты нам тоже иногда даешь затрещины».

О том, что до встречи с Зинаидой мы успели побеседовать с женщиной, которая и позвонила в милицию, увидев на подоконнике маленькую девочку — я умолчала. Ведь слова Зинаиды Кольцовой и информация, которую нам сообщила очевидица, не совпадали. Последняя видела, как маленький ребенок несколько раз выходил на окно и возвращался в комнату. Более того, на подоконнике она заметила детей в разных одеждах…

соседка

По поводу того, что не выполняла рекомендации служб профилактики и не посещала психологов, Зинаида уверяет: у нее есть справка, что она здорова. К тому же писем с рекомендациями посетить психиатра она не получала.

— Или мне говорят: нам надо вас посетить. Я в это время нахожусь в Минске, уехала на 3 дня. Мне что, сорваться и ехать в Слуцк? А если не могу? Они хотят, чтобы было им удобнее, — не скрывает недовольство женщина. — Или когда я уехала к маме в деревню, а мне звонят: «Приедьте». Но там автобус три раза в день ходит, на чем ехать? На самолете?

Женщина уверяет, что в деньгах она не нуждается, так как очень хорошо шьет и у нее много заказов на пошив одежды. Сейчас она даже работает над очередным модным проектом, плюс есть другие источники дохода. Замечаю, что при солидном доходе у Зинаиды и ее супруга есть задолженность по содержанию дочерей в СПЦ — порядка 2500 рублей, и у Зинаиды за содержание Кирилла — более 1500 рублей.

мама

— Если есть деньги, почему не погасите задолженность за содержание детей?

— Ни один родитель не гасит задолженность всю за детей! Там же столько денег на каждого ребенка…

Напоследок поинтересовалась у женщины: какой матерью она сама себя считает?

— Я должна держать в одной руке кнут, в другой пряник! Если надо поругать, поругаю. Если дети не помыли посуду или разбросали одежду, буду кричать. Дети меня в чем-то боятся: знают, что могу наказать их. А для детей сейчас нет хуже наказания, чем заставить читать. Сейчас ведь дети не любят читать. Я и Кирилла, когда в маленьком возрасте ставила на гречку, тоже заставляла читать. Он до сих пор на меня за это обижается.

На данный момент Зинаида Кольцова, вопреки ее заявлению в видеосообщении, не лишена родительских прав. Однако решение об обращении с исковым заявлением в суд о лишении родителей родительских прав в отношении детей — уже принято. Как пояснили в райисполкоме, ни Зинаида Кольцова, ни ее бывший супруг: отец Алисы, Кати, и близняшек — пункты плана по возвращению детей в семью не выполнили. Горе-папаша и вовсе самоустранился: он ни разу не позвонил в СПЦ, не поинтересовался здоровьем детей. Зинаида Кольцова надеется, что опеку над детьми сможет оформить ее мама и дети останутся в семье. Как в итоге сложится судьба ребят, покажет время. Главное, чтобы их воспитанием занимался человек не безразличный, готовый окружить их заботой и любовью.


“Минская правда”.

Похожие записи