1 апреля 2020 в Пресс-центре Дома прессы состоялась пресс-конференция на тему: «Научные разработки как основа повышения эффективности производства. Применение уникальных белорусских технологий в промышленности».
Заместитель начальника управления – начальник отдела инновационной деятельности научно-технического управления Министерства промышленности Республики Беларусь Сергей Кабишов сообщил, что около 70% продукции Минпрома реализуется за пределами республики и обеспечивает поступление валюты в страну, при этом треть продукции относится к инновационной. Среди наиболее значимых разработок можно выделить карьерный самосвал БЕЛАЗ грузоподъемностью 450 тонн, разработанный совместно с НАН Беларуси. Также в модельной линейке БЕЛАЗа есть роботизированный самосвал, производится уникальная техника для горно-шахтных разработок. В настоящее время самосвалы-роботы проходят производственные испытания в Хакассии, их пробег уже составил 50 тыс.км. В свою очередь ОАО «Гомсельмаш» разработал зерноуборочный комбайн на газовом топливе. Также совместным результатом работы ОАО «МАЗ» и Объединенного института машиностроения Национальной академии наук Беларуси по созданию электротранспорта является создание коммерческого электрогрузовика, который в настоящее время проходит испытания.
Сергей Кабишов также рассказал, что в ОАО «Электронмаш» организовано производство механического клапана сердца и ведется разработка биоклапана. Потребность данной продукции есть как у нас в стране, так и в Российской Федерации, Казахстане.
Сергей Михайлович отметил, что все предприятия машиностроительного комплекса работают над созданием имиджа Беларуси, как производителя качественной и надежной техники.
Заместитель генерального директора по научной работе ГНУ «Объединенный институт машиностроения Национальной академии наук Беларуси» Алексей Шмелев сообщил о том, что дорожных рабочих в Беларуси защитят мобильные прицепные демпферные устройства – это уникальная разработка Института машиностроения с использованием цифровых технологий, аналогов которой нет ни в одной стране СНГ. Задумана она для безопасности людей при проведении дорожно-ремонтных работ.
В последнее время движение на трассах при их выполнении не перекрывается. Чтобы обезопасить рабочих, в начале ремонтируемых участков выставляются автомобили прикрытия – тяжелые грузовые машины. И хотя обычно они обозначены яркими сигнальными огнями, нередко водители не успевают их объехать, происходит столкновение с трагическими последствиями. Мобильное демпферное устройство прикрепляется к задней части автомобиля прикрытия. Оно минимизирует последствия от столкновения машин с дорожно-строительной техникой, обеспечивает защиту дорожных рабочих, снижает материальные затраты на ремонт дорогостоящей техники и элементов дороги. Устройство обеспечивает гашение энергии таранящего автомобиля, фактически являясь подушкой, снижающей силу удара.
Как отметил Алексей Шмелев, при разработке устройства использовалось компьютерное моделирование, а для его испытаний смоделирован полноценный краш-тест. Натурный эксперимент на полигоне с первого раза подтвердил заявленные свойства: «Особенность цифрового проектирования в том, что еще не имея изделия «в железе», мы можем испытать сотни вариантов конструкции систем, определить наилучшие сочетания. Цифровые технологии позволяют инженеру получить массу информации об объекте еще до появления первых прототипов. Натурные испытания по безопасности машин теперь можно заменить виртуальными. Разработанные методики дают адекватные результаты».
Работы по разработке устройства финансировались государством, а выпуск их освоило частное отечественное предприятие.
Начальник отдела научно-технических программ управления научно-технической политики и экспертизы Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь Елена Князева сообщила, что объем финансирования научно-технических программ (НТП) в 2019 году составил 114 млн.рублей, в том числе из бюджетных источников – 63 млн.рублей (55,3%). «Наибольшее финансирование направлено на программы Минпрома – 36,8 млн.рублей. Участие самих предприятий было также значительным. Бюджетные затраты составили около 40%, а 60% предприятия вложили из своих собственных средств» — рассказала Елена Князева.
В 2019 году в части научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ выполнялось 16 государственных, 10 отраслевых и 1 региональная научно-техническая программа, а также 580 заданий в части НИОКР. Около половины программ направлено на разработку и производство промышленной продукции.
Говоря о конкретных разработках в части НТП, Елена Князева отметила стационарную электрозарядную станцию постоянного тока для легковых электромобилей, бортовые системы контроля самосвалов БЕЛАЗ, автобусы для перевозки пассажиров в аэропортах (есть заявка на поставку в Бориспольский аэропорт Украины), многофункциональную присадку к дизельному топливу.
В результате завершения разработок по НТП в 2019 году на действующих предприятиях создано 16 новых производств, модернизировано 7, произведена техническая подготовка 44. В целом разработано и доведено до стадии практического применения 838 новшеств. Из них 69 видов машин, 10 новых материалов, 36 технологических процессов.
Стоимость выпущенной продукции по НТП в 2019 году составила свыше 1 млрд. 86 тыс.рублей, и практически вся она была реализована (часть пошла на экспорт).
Информация подготовлена по материалам Пресс-центра Дома прессы, БелТА и ИД «Беларусь сегодня».