Главой государства уделяется большое внимание работе органов власти с гражданами, представителями юридических лиц, качества обеспечения жизнедеятельности населения, открытости государственных органов, а также их дальнейшей дебюрократизации,
о чем свидетельствует вступившая с 15 июня 2023 года новая редакция Директивы Президента Республики Беларусь от 27 декабря 2006 г. № 2 .
«О дебюрократизации государственного аппарата и повышении качества обеспечения жизнедеятельности населения».
Как гласит Директива, состояние работы с населением – один из основных критериев оценки деятельности государственных органов, а совершенствование сферы осуществления административных процедур всегда являлось и остается одним из приоритетных направлений дебюрократизации государственного аппарата.
Вместе с тем Комитетом государственного контроля Минской области в рамках осуществления контроля за принятием мер по дебюрократизации государственного аппарата выявляются нарушения законодательства.
В исполкоме одного из районов Минской области выявлены факты неправомерного истребования от граждан, обратившихся за осуществлением административной процедуры, документов и (или) сведений, не предусмотренных законодательством, что согласно требованиям Директивы рассматривается как грубое нарушение должностных обязанностей.
Так, в Указе Президента Республики Беларусь от 26.04.2010 № 200 «Об административных процедурах, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан» содержит исчерпывающий перечень документов, которые граждане предоставляют в исполком или иной уполномоченный орган при обращении с заявлением об осуществлении той или иной административной процедуры.
К сведению граждан:
В каждом уполномоченном на осуществление административных процедур органе перед подачей заявления можно ознакомиться с перечнем документов и (или) сведений, представляемых заинтересованными лицами, а при необходимости – о порядке их заполнения и представления заинтересованными лицами.
Также выявлено нарушение сроков осуществления административных процедур по заявлениям юридических лиц, так как фактически административное решение по ряду заявлений исполкомом не принималось.
В частности, при обращении субъектов хозяйствования за получением разрешения на проведение раскопок улиц, площадей, дворов, других земель общего пользования, исполкомом выдавался бланк иного документа, не содержащий обязательные реквизиты административного решения, в том числе, подписи ответственных должностных лиц исполкома.
К сведению юридических лиц:
Согласно статье 1 Закона Республики Беларусь «Об основах административных процедур», административная процедура – действия уполномоченного органа, совершаемые на основании заявления заинтересованного лица, по установлению (предоставлению, удостоверению, подтверждению, регистрации, обеспечению), изменению, приостановлению, сохранению, переходу или прекращению прав и (или) обязанностей, в том числе заканчивающиеся выдачей справки или другого документа (его принятием, согласованием, утверждением) и т.д. Административное решение вступает в силу со дня его принятия, если иной срок не установлен в таком решении (статья 28 Закона).
Таким образом, на момент выполнения субъектами данных работ предусмотренное законодательством разрешение уполномоченного органа у них отсутствовало.
Ответственность за нарушение законодательства об административных процедурах предусмотрена статьей 10.19 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях. Комитетом в установленном порядке будет рассмотрен вопрос
о привлечении виновных должностных лиц исполкома к административной ответственности.
Управление экспертно-правовой работы и обращений граждан
Комитета государственного контроля Минской области.