В течении 2018 года по информации, поступившей в Госпромнадзор, на предприятиях Республики Беларусь при эксплуатации грузоподъемных кранов произошло 17 несчастных случаев, в том числе 2 случая со смертельным исходом, 2 аварии и 3 инцидента.
Анализ материалов расследований несчастных случаев, аварий и  инцидентов, связанных с эксплуатацией грузоподъемных кранов, показывает, что причины большинства из них носят организационный характер и связаны с действием (бездействием) должностных лиц и обслуживающего персонала:
допуск к управлению и обслуживанию грузоподъемных кранов в качестве крановщиков и стропальщиков персонала, не имеющего соответствующей выполняемой работе квалификации;
невыполнение должностными лицами, ответственными за безопасное производство работ кранами, обязанностей по организации ведения работ в соответствии с технологическими регламентами, по обеспечению контроля выполнения крановщиками и стропальщиками производственных инструкций и технологических регламентов;
нарушение машинистами кранов требований безопасности в части осуществления работы крана при отсутствии схем строповки груза, при нахождении людей в опасной зоне работы кранов (в кузове автомашины, между перемещаемым грузом и оборудованием, при выполнении не связанных с перемещением грузов работ), при строповке грузов работником, не имеющим удостоверения стропальщика;
нарушение стропальщиками схем строповки грузов, применение неисправных приспособлений для грузоподъемных операций.
В ряде случаев причинами происшествий явились умышленное выведение из строя приборов и устройств безопасности грузоподъемных кранов, а также неудовлетворительное техническое состояние подъемных сооружений.
Основными выявляемыми при этом нарушениями промышленной безопасности являются: 
– отсутствие или неудовлетворительное функционирование производственного контроля (надзора) за безопасной эксплуатацией грузоподъемных механизмов;
– несоблюдение технологических регламентов, безопасных приемов работы при эксплуатации грузоподъемных кранов;
– несоблюдение порядка назначения специалистов, ответственных за безопасную эксплуатацию и допуска обслуживающего персонала;
– несоблюдение порядка периодических осмотров, обслуживания и ремонта грузоподъемных механизмов;
– несоблюдение порядка применения съемных грузозахватных приспособлений и тары;
– эксплуатация грузоподъемных кранов с неисправными приборами и устройствами безопасности.
 
 Несколько примеров несчастных случаев
   
21.08.2018 на строительном объекте «Петриковский горно-обогатительный комплекс. Вторая очередь» при выгрузке автомобильным краном КС-55727-7 металлоконструкций (ферм) с автомобильного полуприцепа, после строповки и выгрузки краном части металлоконструкций, произошло падение оставшихся в полуприцепе ферм, которые вытолкнули плотника (не обученного профессии стропальщик) филиала №2 ООО «Пассат» (г. Солигорск) через борт кузова на бетонные плиты. В результате падения рабочий получил травмы.

4.12.2018 на механическом участке капитального ремонта оборудования и гидроаппаратуры ремонтно-механического цеха ОАО «Минский завод шестерен» при подъеме с использованием мостового крана переднего фланца муфты МКП – 2500 (вес 3,82 тонны), застропленного на удавку 2-петлевым канатным стропом (грузоподъемность 1,0 тонна), произошел разрыв стропа и падение груза, при этом получил тяжелую травму токарь ремонтно-механического цеха (смежная профессия – стропальщик), выполняющий строповку данного груза.

9.01.2018 на строительстве жилого дома в Речице при разгрузке из кузова полуприцепа седельного тягача арматурных каркасов с использованием автомобильного крана КС-55727-7, грузоподъемность – 25 тонн, принадлежащим УП «СветлСпецТехника» (г. Светлогорск), произошло опрокидывание крана.
По результатам технического расследования причин указанного инцидента установлено, что опрокидывание крана произошло в результате более чем двукратного превышения паспортной грузоподъемности на используемом при работе крана вылете, что стало возможным вследствие преднамеренно отключенного ограничителя нагрузки крана ОНК-160С.
Учитывая, что причины практически каждого чрезвычайного происшествия с грузоподъемными кранами связаны, в том числе, с неправильными действиями стропальщиков и машинистов кранов, в ходе доведения настоящей информации о причинах и последствиях происшедших чрезвычайных происшествий, а также при проведении инструктажей с указанными работниками, ответственным специалистам акцентировать внимание на строгом соблюдении технологических регламентов, схем строповки и трудовой дисциплине.
М. Гончарик,
ведущий государственный инспектор отдела надзора
Минского областного управления Госпромнадзора.

Похожие записи