Одним из наиболее важных направлений, которому с момента образования Следственного комитета Республики Беларусь в процессе служебной деятельности уделяется пристальное внимание, является охрана жизни и здоровья людей, выяснение причин и условий, способствовавших совершению преступлений, травмированию и гибели граждан.
Согласно Директиве Президента Республики Беларусь от 11.04.2004 №1 «О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины» одной из главных причин гибели людей, которой вполне можно было бы избежать, остается человеческий фактор, основанный на низкой культуре населения в области знания и соблюдения мер безопасности, а также на отсутствии необходимых навыков поведения в чрезвычайных ситуациях, что также актуально для населения г. Старые Дороги и в целом Стародорожского района.
Так, при проведении анализа имевших место на территории Стародорожского района за период 2015-2017 годов случаев дорожно-транспортного травматизма, по фактам совершения которых (в основном – с гибелью граждан) в производстве Стародорожского районного отдела Следственного комитета Республики Беларусь находились уголовные дела, было установлено, что причинами дорожно-транспортных происшествий в ряде случаев явились не виновные действия владельцев источника повышенной опасности, а нарушение требований Правил дорожного движения, нахождение на автодорогах в состоянии алкогольного опьянения, и, соответственно, неадекватное поведение самих пострадавших. При этом количество уголовных дел подобной категории с 2015 года увеличилось, тем более, что непосредственно через всю территорию Стародорожского района проходит автодорога республиканского значения «Р-43»-«граница Российской Федерации – Ивацевичи», которая характеризуется достаточно большой интенсивностью движения (за период с 2015 по 2017 годы из 4 случаев наезда на пешеходов 3 произошли на проезжей части указанной автодороги).
В 2015 году следственным отделением Стародорожского районного отдела Следственного комитета Республики Беларусь было возбуждено уголовное дело в отношении гражданина Республики Украина М. по признакам состава преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 317 УК Республики Беларусь, по факту наезда в ночное время на находившегося на проезжей части автодороги «Р-43» пешехода Т., который от полученных телесных повреждений скончался на месте дорожно-транспортного происшествия. Аналогичное уголовное дело было возбуждено в 2016 году, но уже в отношении гражданина Республики Польша И., совершившего наезд в ночное время на пересекавшую проезжую часть автодороги «Р-43» Ч. В 2017 году были приняты решения о возбуждении двух уголовных дел данной категории (в отношении жителей г. Слонима Гродненской области по факту наезда в темное время суток на лежавшего на проезжей части автодороги «Р-43» Г. и в отношении жителя Стародорожского района Н., также совершившего наезд на лежавшего на дороге А., где оба пешехода погибли на месте ДТП).
Все без исключения указанные выше дорожно-транспортные происшествия произошли в темное время суток на полосе движения транспортных средств. В ходе допросов каждый из водителей аналогично показал, что препятствие (пешехода) на дороге увидел непосредственно перед капотом автомашины, предпринял все возможные меры для предотвращения наезда, однако, дорожно-транспортных происшествий избежать не удалось в связи с отсутствием достаточного количества времени для применения экстренного торможения. Указанные водителями обстоятельства в ходе расследования каждого уголовного дела были подтверждены выводами ряда экспертных исследований, результатами следственных экспериментов и показаниями очевидцев. В каждом случае одежда пострадавшего в нарушение подпункта 17.1. пункта 17 Правил дорожного движения не была обозначена световозвращающими элементами. Кроме того, в момент ДТП каждый из них находился в состоянии алкогольного опьянения (например, согласно заключений судебно-медицинских экспертиз в крови и моче погибшего А. был обнаружен этиловый алкоголь в концентрации 2,1 и 3,6 промилле соответственно; при судебно-химическом исследовании крови трупа Г. обнаружен этиловый алкоголь в концентрации 2.1 промилле), что явилось непосредственной причиной дорожных происшествий, и, как следствие, смертельного травмирования (за исключением, Ч., которая получила инвалидность). Последняя, находясь на автодороге «Р-43» в состоянии опьянения, вела себя крайне неадекватно: пересекала проезжую часть перед движущимися транспортными средствами, «бросалась» под колеса.
В ходе анализа личностей пострадавших, являвшихся временно либо постоянно проживающими в Стародорожском районе, было установлено, что каждый из них неоднократно привлекался к административной ответственности за нарушение Правил дорожного движения и нахождение в общественных местах в состоянии алкогольного опьянения.
Таким образом, обеспечение собственной безопасности – в первую очередь, дело каждого человека, который заботится о своей жизни и здоровье, и только уже потом – обязанность владельцев источника повышенной опасности и правоохранительных органов.
Заместитель начальника
Стародорожского РОСК
подполковник юстиции Довжик М.Н.