Управлением Следственного комитета по Минской области (далее УСК) на системной основе осуществляются мероприятия по выработке действенных мер по противодействию коррупции, устранению причин и условий, способствующих коррупционным проявлениям.
Анализ уголовных дел, указанной категории показал, коррупционные проявления зарегистрированы практически во всех регионах Минской области. Им подвержены различные отрасли экономики, в первую очередь агропромышленный комплекс, сферы промышленности, строительства, здравоохранения и образования.
Противодействие коррупционным проявлениям – это обязанность всех государственных институтов и организаций.
Коррупция проявляется в самых разнообразных деяниях должностных лиц и корреспондирующих им деяниях физических и юридических лиц, желающих получить государственные и частные услуги незаконным путем.
Общественная опасность коррупции чрезвычайно велика. Она оказывает исключительно негативное влияние на экономику, политику, подрывает эффективность всех видов правительственных решений и программ, наносит ущерб состоянию морали в обществе, расшатывает доверие граждан к институтам власти, наконец, ставит под сомнение принцип справедливости и беспристрастного правосудия.
Как справедливо ответил Глава государства: «Коррупция – это ржавчина, которая разъедает не только экономику, но и общество, весь уклад, в котором мы живем и который создали».
Преодолеть это негативное явление возможно только совместными усилиями сетных органов власти и правоохранительных органов. Главное – не быть равнодушным. Самое сложнее в работе – человеческий фактор. Поэтому во главе угла должны стоять подбор, расстановка и обучение кадров.
Подразделениями управления Следственного комитета по Минской области в 2024 году возбуждено 113 уголовных дел о преступлениях коррупционной направленности, в сравнении 2023 годом отмечается незначительное снижение количества возбужденных уголовных дел о коррупционных преступлениях (со 130 до 113). За январь-февраль 2025 года возбуждено 23 уголовных дела.
В структуре коррупционной преступности, преобладает взяточничество, хищение путем злоупотребления служебными полномочиями, злоупотребление властью или служебными полномочиями, превышение власти или служебных полномочий.
Анализ уголовных дел данной категории показал, что коррупционные проявления зарегистрированы в всех регионах Минской области, при этом наибольшее их число отмечается в Борисовском (21), Молодечненском (16), Солигорском (11), Минском (10) районах, им подвержены различные отрасли экономики, в первую очередь агропромышленный комплекс, сферы промышленности, строительства и здравоохранения.
Совершение должностными лицами коррупционных преступлений являются крайне негативными явлениями и в равной степени строго караются. К лицам, совершим коррупционные преступления, не применяются такие институты освобождения от назначенного наказания как условно-досрочное освобождение или замена его не отбытой части более мягким.
Это говорит о том, что перед законом все равны и снисхождения никому не будет, не взирая на должности, ранги и былые заслуги. В связи с этим, перед принятием каких-либо решений, необходимо осознать их последствия, которые могут быть непоправимы.
Основными причинами и условиями совершения коррупционных правонарушений являются:
– ненадлежащая организация работы по противодействию коррупции, отсутствие должного контроля со стороны руководителей (иных уполномоченных) за деятельностью подчиненных работников, формализм в работе комиссий по противодействию коррупции;
– сформировавшиеся у лица, совершившего противоправное деяние, отрицательные личностные корыстные установки, в том числе связанные со стремлением к неправомерному материальному обогащению при осуществлении служебной деятельности;
– необеспечение должностными лицами сверок подлинности платежных поручений и обоснованности производства платежей, в т.ч. с электронными документами, поступившими из банка;
– упущения в организации учета и контроля внутри организации (несвоевременное либо формальное проведение инвентаризации материальных ценностей, не выяснение причин образования недостач ТМЦ, непринятие должных мер по их возмещению);
– нарушение порядка организации и проведении государственных закупок (сообщение участникам закупки сведений о предоставленных предложениях иных участников, принимающих участие в этой же закупке;
– указание при проведении закупок на электронной торговой площадке неверных сроков, необходимых для подготовки и подачи предложений; нарушения при описании в документах, предоставляемых для подготовки предложений, предмета государственной закупки, его характеристик);
– нарушения в области оплаты труда (необоснованные доплаты за с0вмещение должностей, оплата труда (необоснованные доплаты за с0вмещение должностей, оплата за работу в выходные и праздничные дни при отсутствии приказов, необоснованное и лишнее возмещение командировочных расходов);
– ненадлежащая работа антикоррупционной комиссии, а также работников контрольно-ревизионных служб (не ознакомление должностных лиц с перечнем антикоррупционных ограничений; не истребование деклараций о доходах и имуществе при назначении на должность;
– не информирование о проводимой в государстве работе с коррупционными проявлениями В обществе, разъяснении ответственности за их совершение);
– не реагирование на факты систематического нарушения работниками служебной дисциплины, а также сообщения граждан о коррупционных проявлениях среди работников организаций.
Стоит обратить внимание, что в соответствии с уголовно-процессуальным законом, лицо, давшее взятку, виновный в посредничестве во взяточничестве, освобождается от уголовной ответственности, если это лицо после совершения преступных действий, добровольно заявило о содеянном и активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления.
Нетерпимость к коррупции и активная жизненная позиция поощряется государством, в том числе путем предоставления денежных выплат. Основания и порядок осуществления материальных выплат лицам, содействующим антикоррупционной деятельности, определены в постановлении Совета Министров Республики Беларусь от 12.09.2019 N 618 «О выплате вознаграждения и других выплат физическому лицу, способствующему выявлению коррупции».
Следует обратить внимание, что работа по выявлению и пресечению преступлений коррупционной и иной направленности проводится правоохранительными органами на системной основе и не все материалы в настоящее время реализованы.
Подводя итог, следует отметить, что число выявленных за последние несколько лет коррупционных преступлений в депутатской корпусе, а также в органах исполнительной и распорядительной власти не свидетельствует о снижении уровня преступности в регионе.
Дмитрий Курсаков,
начальник Слуцкого районного отдела
Следственного комитета Республики Беларусь.