В основу государственной политики и идеологии Республики Беларусь заложен ряд постулатов и направлений, определяющих функционирование государства в целом, в т.ч. направленных на противодействие экстремизму и терроризму, недопустимость реабилитации нацизма. Законом «О противодействии экстремизму» определены меры противодействия экстремизму.

Экстремистскими являются действия, связанные со стремлением разрушить, опорочить существующие в настоящее время общественные и государственные институты, права, традиции, ценности. При этом такие действия могут носить насильственный характер, содержать прямые или косвенные призывы к насилию.

Вне зависимости от того, какие формы принимают экстремистские действия, они несут угрозу общественной безопасности и государственному суверенитету, подрывают основы конституционного строя, ведут к социальной, межнациональной и политической нестабильности в стране.

В последние годы, в связи с повсеместным развитием новых информационных и телекоммуникационных технологий подавляющая доля экстремистских правонарушений так или иначе связана с использованием интернет-сети. С помощью Интернета осуществляются основные связи экстремистских группировок, привлекаются новые участники, распространяется идеология экстремизма, организуются и координируются экстремистские преступные деяния.

Следует знать, что подписка – это элемент популяризации, распространения экстремистской информации, т.е. хранение в открытом доступе в сети Интернет (на личных страницах в социальных сетях либо мессенджерах «Вайбер», «Телеграмм» и т.д.) ссылок на телеграмм-каналы (чаты), включенные в республиканский список экстремистских материалов, расценивается как хранение с целью распространения, что предусматривает административную ответственность, предусмотренную ч.2 ст.19.11 Кодекса об административных правонарушениях Республики Беларусь.


Республиканский список экстремистских материалов размещен на сайте Министерства информации Республики Беларусь (http://mininform.gov.by/).

Статья 342 Уголовного кодекса Республики Беларусь предусматривает ответственность за организацию и подготовку действий, грубо нарушающих общественный порядок, либо активное участие в них.

Состав данного преступления образуют любые активные действия, грубо нарушающие общественный порядок и сопряженные с явным неповиновением законным требованиям представителей власти, могут выражаться в создании «сцепки» для оказания сопротивления работникам милиции, в действиях по прорыву милицейского оцепления, в перекрытии дорог, железнодорожных путей, повлекших нарушение работы транспорта и т.д.

Для эффективного противодействия экстремизму необходим комплексный и системный подход, включающий как правовые, так и социальные меры.

Во исполнение требований вышеназванных нормативно-правовых актов и в целях профилактики экстремистских проявлений органами прокуратуры объявляются официальные предупреждения, выносятся предписания, инициируются вопросы о приостановлении деятельности организаций, чья деятельность противоречит нормам законодательства, о признании их экстремистскими, о запрете их деятельности и ликвидации.

Минской транспортной прокуратурой в 2025 году вынесено 15 официальных предупреждений о недопустимости повторного нарушения законодательства, направленного на противодействие экстремизма.

А. ЕРМАЛИЦКАЯ,
помощник Минского транспортного
прокурора по особым поручениям.

Оставить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи