Школьники потихоньку втягиваются в учебный процесс. Каким будет этот  год? Это беспокоит первоклашек и выпускников и, конечно, их  родителей. Остановимся на трех ключевых школьных периодах, от которых в дальнейшем будет  существенно зависеть качество жизни ваших детей.

Первый этап – «Первоклассник»

Для ребенка впервые открываются двери школы. Школа станет вторым домом для него на ближайшие 9 – 11 лет или… не станет. А зависит это во многом от того, насколько дошколенок подготовлен к серьезным переменам, которые случаются с началом школьной жизни. Школа выбрана, приобретена красивая форма, школьные принадлежности… Все готово!

А как насчет ребенка? Готов ли ваш ребенок сегодня сидеть за партой 35 минут не вставая? Поднимать руку, когда хочет что-нибудь сказать? Внимательно слушать объяснения учителя? Находиться в таком режиме более трех часов подряд?

Да, безусловно, современным детям процесс адаптации к школьной жизни должен даваться проще. Ведь ребенок чаще всего посещает детский сад,  подготовительные курсы, занятия на которых построены подобно школьным урокам. Кроме того дошколенок проходит вступительные испытания, цель которых – оценить возможности ребенка с учетом специфики школы и подобрать для него наиболее подходящий по уровню развития коллектив. С будущим школьником занимаются специалисты – педагоги и психологи.

Но даже самые квалифицированные и заинтересованные педагоги и психологи не смогут помочь ребенку так, как способны помочь родители. Ведь только вы знаете своего ребенка с момента рождения, только вам известны все его увлечения, только вам он доверяет полностью, вам знакомы все его сильные и слабые стороны и, наконец, только вы заинтересованы в его успехах больше всех.

Первое и самое главное! Поделитесь с учителем самой важной информацией, чтобы облегчить процесс знакомства.

Второе.
Вы должны знать, что ведущим видом деятельности ребенка в возрасте от 6 до 10 лет является учение, а самым авторитетным человеком становится учитель. И если вы это примете, то качество учения возрастет в разы! Поэтому так важно поддерживать авторитет учителя в процессе общения со своим ребенком.

Третье. Каждый ребенок уникален! Это так. Однако уникален – не значит универсален. То есть ожидания, связанные с обучением ребенка, могут быть неоправданны и необоснованны. У вашего первоклашки, как и у каждого человека в этом мире, есть сильные и слабые стороны. Ожидания должны соответствовать возможностям. В противном случае (если вы это проигнорируете) вы рискуете получить серьезные проблемы в подростковом возрасте: неуверенность в себе, низкую самооценку, агрессию, анорексию (да-да! не удивляйтесь, именно завышенные требования к ребенку приводят к желанию переключить контроль с окружающей действительности, который невозможен, к контролю над собственным телом и, как следствие, к анорексии), суицидальный риск и многое другое.

Четвертое.
Границы! Если ранее вы не уделяли этому внимание и время, то можно еще прыгнуть в последний вагон уходящего поезда. Границы и школа это практически слова синонимы. Режим дня, звонок с урока на урок, поднять руку, если хочешь ответить, специальная форма или атрибут – это и многое другое и есть границы. Границы между дозволенным и недозволенным, приемлемым и неприемлемым, между уроком и переменой и т.п.

А где начинается установление границ? Правильно, в семье! Нельзя спать в родительской постели, нельзя брать телефон мамы, нельзя брать конфеты до обеда, надо пользоваться вилкой и т.д. Помогите собственным детям. Поддерживайте границы там, где это необходимо и позволяйте детям бывать там, где нет границ. Например: дома и в школе нельзя шуметь – в лесу можешь кричать сколько захочешь; мыть руки нужно аккуратно – в бассейне или бане воды может быть столько, сколько тебе нужно для удовольствия; дома нужно спать в своей постели – в походе мы спим, как нам нравится. У ребенка должны быть и правила, и глотки воздуха, или он начнет нарушать ваши правила и, конечно же, дисциплину в школе.

И самое главное! Говорите со своим ребенком, находите время для того, чтобы обнять, приласкать свое чадо. Чаще хвалите, поддерживайте его. Сравнивайте его достижения с его же достижениями на предыдущем этапе жизни. То есть ведите себя с ребенком так, как вы бы хотели, что бы вели себя с вами окружающие в период испытаний в вашей жизни.

Вам покажется странным, но… все повторяется!
 

Следующим важным этапом школьной жизни можно считать переход из начальной школы в 5-й класс, поэтому назовем этот этап «Пятиклассник».

Чаще всего этот этап для родителей проходит не так заметно. Ребенок ходит в школу уже не первый год, причин волноваться нет. Однако это не совсем так. Переход на следующую ступень обучения – это полная смена учительского состава, а значит и требований, условий обучения, и, возможно, изменения в составе коллектива учеников.

Первое. Помогите ребенку запомнить имена классного руководителя, учителей-предметников. По возможности познакомьтесь с ними лично, установите контакт. Поддерживайте авторитет педагогов. Не воюйте с ребенком против учителя, сделайте учителя своим союзником.

Второе. Не отказывайте в помощи своему ребенку, но не делайте задания за него! Дайте ему возможность ошибиться, право взять ответственность на себя. Это очень важно не только в вопросах учебы. Дело в том, что наши дети в семьях часто не чувствуют ответственности, не несут ее. А 5 класс – начало подросткового возраста! И если сейчас ваш ребенок не готов отвечать за свои поступки, то когда?

Третье.
Мамы, контейнируйте чувства своих детей: помогите ему их пережить, когда ребенок не может справиться сам: успокойте, выслушайте и объясните, что это за чувства. Контейнирование – это способность становиться для ребенка неким трансформатором, который принимает в себя нечто непереносимое и возвращает в измененном виде, годном для усвоения. Контейнирование должно быть не просто актом передачи эмоций от одного человека другому, оно должно в конечном итоге приводить к какому-то действию. Принять эмоции – это только первый шаг («Солнышко, я чувствую, что тебя это разозлило»). Второй, необходимый, который многие не делают, – научить ответственности («Я вижу, что ты злишься. Я могу тебе чем-нибудь помочь?»). С трех – пяти лет ребенок социализируется и должен понимать, что его могут обидеть и поступить с ним несправедливо. Он должен учиться переживать свои сильные эмоции и нести ответственность за свои действия, а также понимать, что его эмоции зависят только от него, а не от успокаивающих объятий с мамой, в которых все плохое исчезает. Нужно дать ребенку возможность самому пережить эмоции, объяснить, что они уместны и нормальны. Когда ситуация уже эмоционально пережита, ребенок с помощью родителя способен более взвешенно подойти к ее решению: «Мы немножко погрустили, а теперь давай думать, как мы будем с этим разбираться. Что тебе нужно делать, чтобы больше не допустить такую ситуацию или исправить случившееся?» Маленькому ребенку родитель должен предложить варианты действий: он сам выберет подходящий, исходя из своего темперамента или по другим причинам. Более старшему ребенку важно разобраться с проблемами самому: чтобы сделанный выбор обязательно переходил в действие.

Четвертое.
В подростковом возрасте ведущий вид деятельности – общение. Вот тут уже очень важно посодействовать тому, чтобы у вашего ребенка были друзья, товарищи из класса. Учите своего ребенка общаться, рассказывайте истории своего детства с примерами, приглашайте друзей ребенка в свой дом (если ребенок не будет чувствовать себя в доме дома, то он сделает домом улицу!), учите ребенка своим примером разрешать конфликтные ситуации в приемлемой форме.

Этап самоопределения – «Выпускник»
 

Еще один важный этап в жизни вашего ребенка – этап самоопределения, назовем его «Выпускник». Ну, на этом этапе родители реально поражают своими действиями чаще всего! Что я этим хочу сказать. А все просто. Поступление для выпускника – это старт. И, конечно, многие старательные и любящие родители умудряются «загнать» своих детей задолго до экзаменов и тестирования. Я работала с такими выпускниками, они как никто другой нуждаются в психологической поддержке и часто мечтают просто поспать.

Вас тревожит количество баллов, которые получит ребенок, но помните, что количество баллов не является совершенным измерением его возможностей!

Делайте то, что зависит от вас, чтобы балл оказался максимальным. Что, спросите вы?

Поддерживайте психическое и эмоциональное здоровье своего ребенка!

Первое и самое главное – контролировать четкое соблюдение выпускником распорядка дня. Согласитесь, это существенно влияет на работоспособность. Сон должен составлять не менее 8 часов в сутки. Ложиться спать целесообразнее примерно в одно и то же время.

Второе, не менее важное, – поддерживать режим питания. Оно должно быть регулярным и правильным: утром – каши, в обед – первое и второе, на ужин – соки. В меню должны присутствовать продукты повышенной биологической ценности – кисломолочные продукты, рыба, мясо, фрукты, овощи, сбалансированный комплекс витаминов. Здорово, если в рационе есть продукты, богатые жирными кислотами Омега-3 (грецкий орех, скумбрия, фасоль, оливковое масло). По результатам исследований, лучший способ повысить эффективность работы головного мозга без вреда для здоровья – чистая вода.

По возможности необходимо контролировать режим труда и отдыха. Это значит, что после уроков ребенок должен отдохнуть в течение 30 мин. – 1 часа. Домашние задания он должен выполнять  в порядке усложнения. Получить передышку он может, переключившись с умственной деятельности на связанную с физическими нагрузками (например, помыла посуду, вынес мусор и т.п.). Обязательны прогулки на свежем воздухе.

И психологический настрой!

Ребенку всегда передается волнение родителей, и если взрослые в ответственный момент не могут справиться со своими эмоциями, то ребенок в силу возрастных особенностей может эмоционально «сорваться». Старайтесь не повышать тревожность ребенка на протяжении года – это может отрицательно сказаться на результатах. Знаете, что говорят дети, придя ко мне на консультацию? «Я боюсь, что не поступлю, а ведь мама платит такие деньги репетиторам… Я не знаю, как объяснить родителям, что математика мне не дается, она ведь считает, что если заплатила репетиторам, то нет проблем…»

Поддержка и похвала в этот период необходимы как воздух. Подбадривайте своих детей, хвалите их за то, что они делают хорошо. Таким образом вы сможете повысить и их уверенность в себе. Помните, что чем больше ребенок боится неудачи, тем больше вероятность ошибок.

Кто, если не вы, сможет вовремя заметить и предотвратить ухудшение состояния ребенка, связанное с переутомлением. Наблюдайте за его самочувствием.

Контролируйте режим подготовки ребенка, не допускайте переутомления и перегрузок.

Великий французский просветитель Вольтер сказал: «Эмоции – это ветер, который надувает парус судна. Он может привести корабль в движение, а может потопить его…». Не передавайте свои страхи и тревогу своим детям. Ваше спокойствие, понимание и уверенность помогут и ребенку.

Уважаемые родители! Душевный контакт с ребенком, богатое общение с ним, духовное единение – первая и последняя проверка, правильно ли идет воспитание. Есть контакт – все идет хорошо и будет хорошо; нет контакта – ничего нельзя предсказать. Любите безусловно и поддерживайте своих детей! Они пришли в этот мир не для того чтобы оправдать ваши ожидания и выполнить то, что не получилось у вас… Вы подарили им не только жизнь, но и собственный путь!

Оксана МАГОЛИНА,
педагог-психолог средней школы №10 им. С.Ф. Рубанова г. Слуцка.

Похожие записи