Система господдержки для пенсионеров каждый год изменяется в соответствии с требованиями времени. Это касается не только размера пенсий и льготной политики, но и качества социальных услуг. Еще 22 года назад Михаил Криваль управлял соцсферой на Слутчине, а уже сегодня сам является потребителем госуслуг для пенсионеров. Корреспондент МЛЫН.BY узнала у Михаила Сергеевича, как раньше работал отдел социальной защиты, и как изменилась господдержка для пожилых белорусов в наше время.
Социальный работник Слуцкого территориального центра соцобслуживания населения Лариса Федорова вот уже 16 лет желанный гость в домах многих пенсионеров. Перед тем, как отправиться к своему подопечному Михаилу Кривалю, заходит в продуктовый магазин. Продовольственная корзина традиционная: молоко, хлеб, масло. И, конечно, что-нибудь сладкое к чаю.
– Михаил Сергеевич без чаепития из дома не выпускает, – улыбается Лариса Федорова. – Много помощи ему от нас не надо. В основном просит доставить домой продукты. Ведь сейчас эпидемиологическая ситуация непростая, да и возраст у человека почтенный.
В назначенное время дверь квартиры Михаила Криваля открывается практически сразу.
– Даже не спрашиваю, кто там, потому что знаю: пришла целительница моей души, – с улыбкой встречает на пороге Михаил Сергеевич.
Соцработника он ласково называет Ларисочкой. Чуть погодя с гордостью добавляет: Лариса Михайловна.
– Я ж сам Михаил, так что она мне, как дочь, – поясняет пенсионер.
Михаилу Кривалю скоро исполнится 83 года. Человек активный: и стихи пишет, и последними международными новостями поделится. Помощь принимает немного со стеснением. Но что уж поделаешь, без поддержки пожилому человеку трудно справляться со всеми домашними делами. 10 лет назад умерла супруга Михаила Сергеевича, а не так давно не стало и старшего сына…
– Обратился в территориальный центр. Там сразу приняли мою просьбу, быстро все организовали. Большой помощи не прошу. Убрать, приготовить помогает невестка. Да и сам я за чистотой слежу, не позволяю накапливаться хламу в квартире. Главное, что соцработники продукты мне купят да словом-другим перемолвятся, – признается Михаил Криваль. – Иногда нам, пожилым людям, не столько физическая помощь нужна, сколько душевное общение.
Михаил Криваль рассказывает о своем прошлом:
– Родом я из сельской местности, из деревни Бокшицы, что в 5 километрах от Слуцка. Рос в обычной семье, о какой-то высокой профессии не мечтал. Одного хотел: стать уважаемым человеком.
Трудился мужчина и механиком в автоколонне, и корреспондентом на местном радио, занимал разные должности в райкоме партии, был председателем районного комитета народного контроля и заместителем председателя райисполкома по проблемам экологии и ликвидации последствий Чернобыльской аварии. Последнее место работы – заведующий отделом социальной защиты Слуцкого райисполкома.
– Пенсионным обеспечением и надомным обслуживанием слутчан мы занимались. Как только вступил в должность, первым делом объехал всех обслуживаемых в городе и на селе. Узнал, какие пенсии они получают, довольны ли соцуслугами, которые им оказывают на дому. И очень удивился: не было ни одной жалобы, только слова благодарности. Уже тогда я проникся большим уважением к социальным работникам. Понял, что на такую работу пойдет только душевный человек, который умеет сочувствовать, у которого есть желанием помочь. Черствые люди здесь не задержатся надолго, – отмечает Михаил Криваль.
Слутчанин уверен: в работе с людьми самое важное – самому всегда оставаться человеком. И никогда не отмахиваться даже от мелких проблем.
– Несмотря на то, что занимал достаточно высокие должности, я никогда не был карьеристом. Просто старался честно и правильно выполнять свой долг. И, конечно, с уважением относиться к людям. Потому что мнение о всей районной власти зачастую у людей формируется по действиям всего одного чиновника. Вот пришел человек на прием с проблемой, которая не в твоей компетенции. Проще всего от него отмахнуться. Но так нельзя. Если не можешь помочь, посоветуй что-то дельное, перенаправь к тому, кто разберется, – отмечает Михаил Сергеевич. – Иногда и предпринимать что-то глобальное не нужно. Просто необходимо разъяснить, что да как. Вот помню, работали в одном из хозяйств 2 доярки. Вышли на пенсию, у одной пособие оказалось чуть выше. Та, которой платили меньше, пришла жаловаться мне на несправедливость. Начал разбираться. Оказалось, что у ее коллеги было больше поголовье, выше надои. Соответственно, и пенсия вышла немного больше. Показал документы, по-человечески объяснил. И человек уже ушел от меня с пониманием дела, а не с неприятным осадком.
На заслуженном отдыхе Михаил Сергеевич Криваль уже 22 года. Так что из работника сферы соцзащиты он оказался получателем социальных услуг.
– Раньше думал, что знаю всю кухню изнутри. Ан нет! Только сейчас в полной мере прочувствовал, что такое социальная защита для пенсионеров, – признается Михаил Сергеевич. – Когда-то опирался на знание законов, а сегодня все воспринимаю душой. Вот пришла ко мне моя Лариса Михайловна, улыбнулась, слово доброе сказала – ну разве такое документами предусмотришь?
С тех пор, как Михаил Криваль ушел на пенсию, система господдержки для пожилых белорусов сильно изменилась, стала разнообразнее. Слутчанин убежден, что для пенсионеров сейчас делается немало.
– Социальные услуги обширные, льготы… Да и про пенсионные выплаты плохого не скажешь. Конечно, всегда хочется большего. Но ведь надо учитывать не только собственные желания, но и возможности государства. Хорошо, что про пожилых людей не забывают, есть повышения пенсий, пусть и не самые большие, но регулярные. Вот, например, с 1 декабря нам добавили 5%. Считаю, что нужно не только уметь требовать, но и быть благодарными, – рассказывает Михаил Криваль.