Точно известно, что наш сосед Павел Васильевич Михневич во время Первой мировой войны участвовал в боях с войсками Вильгельма Кайзера, за отвагу в 1914 году был награжден Георгиевским крестом.
В 1947 году Павлу Васильевичу Михневичу было уже немало лет, но он был в хорошей форме и доброй памяти, часто делился воспоминаниями. Рассказывал, что в 1914 году в одном из жестоких боев с немецкими войсками пришлось даже командовать подразделением. В бою тогда погиб командир, положение было критическим. Солдат Михневич с винтовкой выскочил на бруствер окопа и скомандовал: «В штыковую атаку, за мной!». Бойцы выиграли тот бой, а Павла Васильевича наградили Георгиевским крестом.
В нашей деревне говорили, что Михневич был награжден тремя Георгиевскими крестами, но при жизни деда Павла я постеснялся про это спросить.
После коллективизации Павел Васильевич работал председателем колхоза им. Розы Люксембург.
Павлу Павловичу Михневичу, сыну Павла Васильевича, в начале Великой Отечественной войны было только 15 лет. Он с сельчанами в окрестностях собирал оружие и боеприпасы. Отец Павел Васильевич одобрил действия сына, но предупредил, что нужно быть осторожным.
В 1942 году активизировались партизаны, в том числе ставили мины возле шоссе, все чаще подрывались на дорогах немецкие машины. Чтобы избежать потери техники и людей, немцы пускали по обочине телегу с бороной.
Волошево в то время было не более 15 подростков в возрасте 15 – 18 лет. И первым, кого фашисты заставили «проверять» обочину, был Михневич младший. Отец помог сыну запрячь лошадь, положили на воз борону, правда, в толк не могли взять, зачем понадобилось немцам летом борона? А два автоматчика только подгоняли: «Шнэль-шнэль!».
Возле бункера на границе со Стародорожским районом немцы приказали привязать борону к телеге. Один из полицаев шепнул Павлу: «Садись верхом на коня». Пояснил немцам, что так лучше управлять лошадью. Михневич поехал по правой стороне обочины в сторону Слуцка. Вскорости Павел погнал лошадь во всю прыть. Борона кувыркалась, цеплялась за неровности и камни. Прогремел взрыв, телега разлетелась вдребезги. От испуга лошадь рванула рысью, унося оглобли и седока. Павел опомнился, когда оказался в лесу в незнакомом месте.
Лошадь нашла дорогу домой. Родители обрадовались, что сын жив, ведь люди передали, что Павел погиб.
После освобождения Слуцкого района в июле 1944 года Михневича призвали в армию: направили в артиллерийскую школу младших командиров, в 59-й легкоартиллерийский полк. В декабре 1944 года Павлу присвоили звание младшего сержанта. Он стал командиром орудия.
Тяжелейшие бои велись и днем, и ночью в Восточной Прусии, под Кенингсбергом. Там Павел Михневич чуть не погиб, а спас от смерти такой случай.
На артиллерийскую батарею, в которой он воевал, налетела вражеская авиация. Вокруг были сплошные воронки, разбитые, опрокинутые орудия. От взрыва Михневича и его боевой расчет засыпало землей. После налета авиации мимо одной из воронок проходили местные жители. Кто-то из них увидел торчащий из песка сапог, решил забрать. Потянул, а там оказался живой человек…
Павла откопали, оказали помощь, вот так во второй раз он чудом уцелел.
«За неполный год войны, – говорит дочь Павла Михневича Людмила, – отец был награжден медалями «За отвагу», «За взятие Кенингсберга», «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов» и другими наградами.
После демобилизации в 1950 году Павел Павлович долгие годы работал на текстильной фабрике в Слуцке.
В этом году мы будем отмечать 75-летие Победы в Великой Отечественной войне. И это прекрасный повод обратиться к истории, вспомнить тех, кто защитил Родину от врага.
д. Волошево.