Со временем она все крепче связывает меня с отцом, и воспоминания о нем становятся почему-то все отчетливее. Врезалось в память, как я играл с отцовскими военными наградами во дворе дома. Это были ордена, медали, нашивки ранений, медальные колодки, обтянутые Георгиевской лентой. Впоследствии отец, Борис Герасимович Рябцев, сожалел, конечно, что все это, за малым исключением, пропало, и потом приходилось на лацканы пиджака цеплять юбилейные награды. Помню, с какой любовью и уважением отец отзывался о Маршале Г.К. Жукове.
Военную службу отец начинал в Бессарабии, которую, как он выражался, освобождал от империалистических захватчиков. Великую Отечественную начинал в Украине, под Уманью, в составе одного из подразделений шестой армии. Эти события подробно описывает Е. Долматовский в своей книге «Зеленая брама».
Это было в самом начале войны. 6-я и 12-я армии, противостоявшие противнику в направлении Киева, были окружены и пленены, попал в плен и мой отец, контуженный и раненный в плечо. Спустя месяц отец организовал коллективный побег из концлагеря и через месяц появился на своей малой Родине – в Гулевичах, после чего воевал в партизанском отряде им. Чапаева до освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков. Был участником парада в Минске 3 июля 1944 года, а затем в составе 6-го автомобильного полка дошел до Ной-Щетина, где и встретил День Победы, которого так долго ждали, за который советский народ заплатил такой дорогой ценой.
Обо всем этом отец рассказывал не очень охотно, видимо, вспоминать было больно. Мне сильно запомнился его рассказ о том, как в первом бою, после которого отец и попал в плен, их орудийный расчет подбил 4 танка из своей гаубицы, хотя эти орудия не были приспособлены для такого боя. Происходило это после того, как вся батарея была разбита (отец служил командиром орудийного расчета. В свое время закончил физико-математический факультет Витебского пединститута, мог математически рассчитать точку падения снаряда).
Да, много хороших дел совершил за свою долгую жизнь отец. Это был действительно человек с большой буквы. Был он и художником, и плотником, и вообще мастером на все руки, но, прежде всего, толковым учителем, которому в 1957 году было присвоено звание «Заслуженный учитель БССР». Прожил он долгих 94 года и покинул этот мир в здравом уме и твердой памяти. Только при воспоминании всяких жизненных перепитий из уже не видящих глаз все чаще скатывалась скупая слеза. Спи спокойно, отец, добрая память о тебе останется у твоих потомков навсегда.
житель г. Слуцка.