На межсезонный период будет заложено 122,8 тыс. т плодоовощной продукции. Об этом  рассказала начальник отдела потребительского рынка управления организации торговли и общественного питания Министерства антимонопольного регулирования и торговли Татьяна Краснюк.
В 2022 году правительством был установлен порядок формирования и использования стабилизационных фондов, который будет применен и в межсезонный период 2023-2024 годов. Этот порядок предусматривает необходимость закладки плодоовощной продукции под полную потребность внутреннего рынка и ее выкуп организациями торговли посредством заключения договоров на поставку. Порядком установлена также ответственность сторон за невыборку и недопоставку продукции стабфонда.
“В соответствии с порядком облисполкомы и Мингорисполком до 1 октября должны установить объемы стабфонда под полную потребность, определить перечень хранителей с указанием объемов хранения по номенклатуре товаров стабфонда и утвердить графики расходования. До 15 ноября должна быть завершена договорная работа между хранителями стабфондов и организациями торговли и общественного питания под полную закладку. При этом до 1 декабря формирование стабфондов должно быть завершено – с этого дня начнется расход продукции и поставки на внутренний рынок”, – рассказала Татьяна Краснюк.
Так, исходя из статистических данных о продажах плодоовощной продукции за последние три года, рассчитана потребность организаций торговли и общественного питания в продукции стабфондов на межсезонный период. В стабилизационные фонды закладывается картофель, капуста белокочанная, морковь, свекла, лук репчатый и яблоки. Межсезонный период на картофель, морковь и свеклу установлен с 1 декабря по 31 мая, на капусту, яблоки и лук – с 1 декабря по 30 апреля.
“На межсезонный период 2023-2024 годов будет заложено 122,8 тыс. т плодоовощной продукции, что составляет порядка 11% от всего производимого объема. В это число входит 47,6 тыс. т картофеля, 20,4 тыс. т капусты, 6,3 тыс. т свеклы, 11,6 тыс. т моркови, 12,6 тыс. т лука репчатого и 24,3 тыс. т яблок”, – отметила начальник отдела потребительского рынка управления организации торговли и общественного питания МАРТ.
По ее словам, за последние годы достигнут значительный рост продажи организациями торговли белорусских картофеля, овощей и яблок. В прошлый межсезонный период продукция отечественного производства присутствовала во всех торговых сетях в ассортименте и реализовывалась практически до июня.
“За январь-июнь 2023 года удельный вес продажи овощей и грибов отечественного производства составил 78% и увеличился на 7%. Реализуем 98% отечественного картофеля, капусты – 78%, свеклы – 97%, лука репчатого – 70%. Продажа белорусской капусты за первое полугодие увеличилась на 32%, а свеклы столовой – на 18%. Также за первое полугодие сокращен импорт картофеля на 29%, капусты – на 32%, а моркови и свеклы – на 2%”, – заключила Татьяна Краснюк.
По ее словам, особое внимание уделяется работе с республиканскими торговыми сетями. “Всего таких сетей в стране 10, а в розничном товарообороте они занимают около 50%. Потребность республиканских торговых сетей на межсезонный период уже определена и направлена облисполкомам и Мингорисполкому для организации работы по заключению договоров с региональными производителями. Эта потребность, по предварительным данным, составляет 60,4 тыс. т продукции – практически 49% от расчетной потребности по республике”, – пояснила начальник отдела.
Она добавила, что договоры в целом по республике заключены примерно на 50% от объемов закладки. “Это хорошая цифра с учетом того, что договоры заключаются до 15 ноября. Сейчас республиканскими торговыми сетями заключены договоры на 70% от потребности. Так, по картофелю договоры заключены на 78% от планируемых объемов, капусте – 49%, моркови – 59%, свекле – 69%, луку – 54%, яблокам – 53%. Работа по формированию стабфондов находится на постоянном контроле МАРТ. Хранилища будут заложены под полную потребность в установленные сроки, а реализация заложенных объемов будет осуществляться в соответствии с утвержденными графиками расходования и покупательским спросом населения”, – подчеркнула Татьяна Краснюк. 

Похожие записи