Министерство по налогам и сборам разъяснило, в каких случаях покупателям должны выдавать кассовый чек, сообщается на сайте МНС.
“При приеме денежных средств кассир обязан проводить с использованием кассового оборудования суммы принятых платежей (наличных и безналичных) и выдать покупателю платежный документ (кассовый чек), подтверждающий оплату товара, работы, услуги. Это правило распространяется в том числе на авансовые платежи, задаток, деньги, принимаемые в качестве залога. Таким образом, факт оплаты должен подтверждаться выдачей кассового чека на бумажном носителе”, – рассказали в МНС.
При согласии покупателя субъекты хозяйствования вправе формировать и выдавать кассовый чек только в электронном виде. При этом согласие покупателя, которое может выражаться в устной форме, должно быть получено до момента приема кассиром денежных средств.
“Кассовый чек подтверждает оплату за приобретенные товары (работы, услуги) и является, в том числе гарантией для зашиты прав потребителей. Получив чек, гражданин понимает, что его деньги не прошли мимо кассы продавца и с этой суммы будут уплачены налоги в государственный бюджет. За нарушение законодательства предусмотрена административная ответственность по статье 13.14 КоАП – налагается штраф в размере до 30 базовых величин, на индивидуального предпринимателя – до 50 базовых величин, на юридическое лицо – до 100 базовых величин”, – обратили внимание в МНС.
Когда кассовый чек должны выдать
Как проинформировали в МНС, чек необходимо выдавать при продаже товаров в рассрочку. “Для приема денежных средств (в том числе при оплате частями, а также при осуществлении авансовых платежей, передаче задатка) организация либо индивидуальный предприниматель обязаны применять в торговом объекте кассовое оборудование и выдавать чек, подтверждающий оплату товара”, – подчеркнули в ведомстве.
Кассовый чек обязателен и при оплате товаров банковской картой. “Кассовое оборудование формирует кассовый чек, платежный терминал – карт-чек. Только в кассовом чеке содержится вся необходимая для покупателя информация о совершенной покупке (наименование, количество, цена каждого товара, сумма каждой покупки и др.). Карт-чек такой информации не содержит. Следовательно, денежные средства, принятые с использованием банковских платежных карточек, кассир должен проводить через кассовое оборудование и вместе с карт-чеком покупателю обязан выдавать кассовый чек, подтверждающий оплату товара, независимо от формы его оплаты”, – обратили внимание в МНС.
Чеки должны быть и при оплате поездки в такси. “Если поездка в автомобиле-такси заказана через электронную информационную систему и ее оплачивают наличными, то деньги должны приниматься с обязательным использованием таксометра с установленным средством контроля налоговых органов. Водитель такси обязан после поездки при оплате наличными деньгами выдать пассажиру чек. В случаях безналичной оплаты с использованием ЭИС – направить на электронную почту или в личный кабинет клиента-заказчика электронную квитанцию”, – сделали акцент специалисты.
Это касается и маршруток. “Водитель маршрутного такси (городской, пригородной или междугородной автомобильной перевозки пассажиров в регулярном сообщении) обязан выдать билет (кассовый чек) каждому пассажиру. Билет оформляется с применением кассового оборудования в момент приема наличных денег”, – пояснили в МНС.
Отдельное разъяснение в министерстве дали относительно оплаты услуг на дому у потребителя. “При ответе на этот вопрос имеет значение, где эти услуги оказываются. Если они оказываются в городской черте – необходимо использовать кассовое оборудование, если на селе – принимать наличные можно без кассового оборудования с оформлением каждого факта оплаты специальной квитанцией о приеме наличных денежных средств. В ситуации, когда ИП оказывает такие услуги и в городе, и на селе – в обоих случаях оплату нужно проводить по кассовому оборудованию с выдачей кассового чека потребителю”, – уточнили в ведомстве.
Правил должны придерживаться и продавцы товаров на рынке. “На торговых местах на рынках субъекты хозяйствования обязаны применять кассовое оборудование и выдавать чек каждому покупателю. Стоимость единицы товара или общей покупки не имеет значения”, – подчеркнули в МНС.
В каких случаях кассовые чеки не выдаются
Во-первых, при дистанционном перечислении денег. Например, покупатель интернет-магазина самостоятельно, без участия работника продавца, оплатил товар в безналичном порядке (посредством ЕРИП). Доставка осуществляется бесплатно. “В данном случае кассовое оборудование использовать не требуется. Покупателю доставляется уже оплаченный товар посредством перечисления денег на счет продавца, соответственно, кассовое оборудование и (или) платежные терминалы в данном случае не используются”, – пояснили в МНС.
Во-вторых, при поломке кассового оборудования. “Если кассовый аппарат вышел из строя, разрешается принимать наличные деньги по специальным квитанциям, включенным в электронный банк данных бланков документов и документов с определенной степенью защиты и печатной продукции. Квитанцию оформляют и выдают покупателю на каждый факт приема наличных денег. Она применяется только в определенных случаях, в том числе при ремонте кассового аппарата. Отметим, что факт неисправности кассового аппарата должен быть зафиксирован центром технического обслуживания”, – сообщили в ведомстве.
Информацию о несоблюдении требований законодательства, контроль за которым возложен на налоговые органы, граждане вправе сообщить в контакт-центр МНС по телефонам +375 17 229 79 79 или 189.
БЕЛТА.