В Смолевичском районе столичного региона возвышается Курган Славы, находящийся на 21-м километре автомагистрали М2, который стал символом памяти для третьего поколения белорусов. Внешне кажется, что он всегда был там, но его история началась 58 лет назад, в 1966 году. Сегодня, 5 июля, Кургану Славы — 55 лет. Вспоминаем историю создания мемориального комплекса и современное состояние, пишет «Минская правда».
История создания
Курган Славы был создан для сохранения памяти о событиях 1944 года, когда на территории Беларуси разразились ожесточенные бои. Именно здесь, к северо-востоку от столицы, произошло сражение, в котором оказались окружены от 105 до 115 тысяч солдат группы армий «Центр». Вражеские силы, затаившиеся в котле, угрожали флангам витебской и бобруйской групп вермахта, подрывая оборону «белорусского балкона». Для отметки этого значимого события в истории на смолевичской земле был возведен впечатляющий мемориал, который стал явной точкой в планах врага по удержанию оборонительной линии «Восточного вала».
Изначально планировалось создать проект, представляющий собой холм с тремя дубами. В Минске советского периода ходила легенда, что от этой идеи отказались из-за опасений сравнений с фильмом «Три тополя на Плющихе», который стал популярен только спустя два года после принятия решения о строительстве и за год до открытия Кургана Славы. Таким образом, любые ассоциации с фильмом были позднее придуманным фольклором.
Архитектор Олег Стахович и студент театрально-художественного института, скульптор Анатолий Артимович, создали свой концепт — холм с вертикально стоящим венком. Позднее Анатолий Артимович предложил добавить в символ фигуры три штыка, пронзающие германского имперского орла. Его учитель, профессор Андрей Бембель, уговорил отказаться от этой идеи, чтобы не утяжелять монумент. Вместо вертикального венка, который он назвал колесом телеги, предложив в шутку спросить, куда оно едет, было решено сделать венок горизонтальным.
Работа над изображениями воинов у скульпторов шла долго, пока они не пришли к простому и эффективному решению: «Мы начали лепить головы солдат, но что-то не клеилось. Тогда Андрей Ануфриевич предложил интересную идею — использовать значки с родами войск. Я купил их в военторге, прикрепил к красной ленте старого пальто и начал лепить солдат с этими значками. Это помогло нам быстро и четко создать композицию». Постепенно к трём штыкам добавился четвёртый — в честь 1-го Прибалтийского фронта.
В сентябре 1966 года после одобрения проекта лично Петром Машеровым, первым секретарем ЦК Компартии Беларуси, на месте будущего Кургана Славы заложили памятную плиту и провели митинг. Под плиту замуровали капсулу с посланием для будущих поколений белорусов. Машеров активно участвовал в процессе выбора места для строительства, ездил осматривать будущее место. Автор проекта, заслуженный архитектор Юрий Градов, вспоминал, что мемориал изначально планировали на другой стороне дороги, ближе к Смолевичам. Однако после замечания жены Машерова, Полины Андреевны, о том, что форма кургана не выглядит гармонично с магистралью, решено было изменить планы и начать строительство ближе к Логойску.
Старую силосную башню, пережившую Великую Отечественную войну и известную местным жителям, сначала хотели включить в композицию, но позже было решено разрушить её, так как её укрепление было нереальным из-за ее состояния.
Вместе с профессиональными строителями в возведении Кургана Славы важную роль сыграли обычные граждане со всего СССР. Хотя и символично, но значимо они участвовали в насыпании около пятой части первоначального объема по старинной славянской традиции, известной как «людская волна». Люди со всех уголков страны — из Москвы, Ленинграда, Волгограда, Севастополя, Одессы, Киева, Бреста — приезжали сюда в качестве экскурсантов-участников. Также приезжали депутации антифашистов и ветеранов Второй мировой войны из стран социалистического лагеря, Западной Европы, а также гости из Азии и Африки, обеих Америк. Они привозили землю из своих родных мест и поднимаясь по специально выделенным тропкам, бросали горсти на постепенно нарастающие склоны.
Первая горсть земли была брошена 30 сентября 1967 года, что символизировало единство в борьбе, победах и совместной работе в строительстве. «Пятушку» добровольцы насыпали в течение двух месяцев, а с ноября приступила специальная техника. Курган Славы был открыт для посещения летом 1969 года.
Высота мемориального комплекса «Курган Славы» составляет 70,6 метров, 35 из которых приходится на сам курган, диаметр у основания которого 100 метров. Объем земляной насыпи — 91 583 кубических метра, а угол естественного наклона кургана — ровно 35 градусов. По высоте Курган Славы равен гигантской статуе лежащего Будды Чаутаджи, расположенной в храме Янгоны, Мьянма, или сравним с 80-метровой Троицкой, одной из самых известных башен московского Кремля.
Центральным элементом композиции Кургана Славы является скульптурная группа, изображающая четыре штыка, покрытых титановым сплавом. Их огромные размеры — 35,5 метра каждый — позволяют им шевелиться даже при ветреной погоде, хотя амплитуда колебаний настолько мала, что человеческий глаз не может их заметить.
Основной элемент нижней части смотровой площадки мемориала представляет собой кольцо, покрытое мозаичным барельефом. На барельефе изображены советские солдаты с оружием в руках и в снаряжении различных родов войск. Внутреннюю часть кольца украшает выгравированная надпись: «Армии Советской, Армии-освободительнице — слава!». Для подъема на смотровую площадку мемориала предусмотрены две лестницы, каждая из которых имеет 241 ступень. Общее количество ступеней — 482 — нужно пройти, чтобы насладиться живописным видом на окрестности с вершины.
Современный облик
9 мая 2023 года, возлагая цветы к «Кургану Славы», председатель Минского облисполкома Александр Турчин объявил о масштабной реконструкции знаменитого мемориала. Глава области тогда заверил, что комплекс получит второе дыхание.
Слова губернатора не разошлись с делом: мемориал полностью обновился. Технически совершеннее стал и фонтан рядом с «Курганом Славы»: 3 июля 2024 года его впервые запустили после долгого перерыва. Объект обзавелся подсветкой, а еще он здорово умеет «подпевать» музыкальным композициям.
Проведен и ремонт верхней площадки. Здесь обновили плитку, ступени, гранитные плиты.
Также для удобства посетителей сделали шире дорожки, модернизировали систему полива, экспонаты боевой техники, которая воевала именно в годы Великой Отечественной войны. Хочу сделать небольшой анонс. 3 июля здесь появился еще очень интересный экспонат. Это паровоз серии «Эм», который был построен Брянским машиностроительным заводом в 1933 году.