Ребенок наотрез отказывается или очень неохотно берет в руки книги из списка для внеклассного летнего чтения. Как быть родителю, который чувствует разочарование, очень расстраивается или тем более злится на своего нерадивого школьника? Своими рассуждениями с порталом sb.by поделилась психолог Анна Хидирян.
У родителя есть веские причины для беспокойства. Литература не случайно один из базовых школьных предметов, ведь качественное чтение – залог успешного обучения.
В школе преуспевают дети, которые читают бегло и осознанно, умеют анализировать текст, обладают хорошей памятью и богатым словарным запасом. Для решения этих задач необходимо, чтобы школьники регулярно – желательно ежедневно – совершенствовали навыки чтения.
Неудивительно, что многие родители контролируют вопрос, читает ли ребенок книги из списка на лето, огорчаются, если нет, и ломают голову, как мотивировать интерес к чтению.
– Полученные в школе глубокие прочные знания, подкрепленные высокими отметками, – хороший старт в жизни, – говорит Анна Хидирян. – Когда родитель разделяет данную точку зрения, он переживает и расстраивается, замечая, что ребенок равнодушен к книгам. Такой взрослый ищет мягкие способы пробудить любопытство к чтению. Это хорошая история.
Родитель, которому по-настоящему интересен ребенок, не превращается в психологического садиста и не прибегает к жесткому принуждению.
Бывает, родителя будущее ребенка заботит только поверхностно. На самом деле он сосредоточен на том, чтобы избавиться от внутреннего дискомфорта, вызванного собственными психологическими трудностями.
Например, родитель с нарциссическими проблемами страстно хочет, чтобы его ребенок был круглым отличником, победителем всевозможных олимпиад и конкурсов и постоянно наседает: «Еще больше успехов, еще больше достижений!» Горе ребенку, который не справляется, не оправдывает ожиданий. Разочарованный родитель страшен в гневе – он может жестоко унижать, оскорблять, наказывать, издеваться.
Подобные ситуации происходят, если родитель воспринимает ребенка не как отдельную личность, а как свое продолжение.
– Такой родитель словно бы не замечает интересов, способностей, возможностей и ограничений ребенка, – объясняет эксперт. – В голове взрослого есть представление об идеальном ребенке, который, например, зачитывается классиками девятнадцатого века. А если реального ребенка романы Толстого и Достоевского совершенно не увлекают, родитель может быть недовольным, разочарованным. Бессознательно он требует от ребенка: «Стань таким, как я хочу!» Ребенок чувствует горечь из-за того, что близкий не принимает его таким, какой он есть, пытается переделать, несправедливо обращается. Он может начать чувствовать злость на родителя и отвращение к процессу чтения.
Упорное сопротивление ребенка может свидетельствовать о том, что ему недостает качественного эмоционального контакта с родителем.
Частая история: родитель днями занят работой, а на ребенка не остается ни сил, ни времени. Ребенок сыт, одет, обут, но его эмоциональные потребности не удовлетворены. Он чувствует себя очень несчастным и ищет способы обратить на себя внимание, «включить» в свою жизнь родителя. Если для взрослого важна хорошая успеваемость, то ребенок бессознательно может вовлекать его в эмоциональный контакт, саботируя учебу.
– Ребенок знает, что родитель расстроится или даже разозлится из-за не прочитанной рекомендованной учителем книги, – приводит пример Анна Хидирян. – Но бессознательно он хочет внимания и тогда, например, не выполняет задание. Он знает, что родитель среагирует. Это неприятный, болезненный контакт, но для ребенка он лучше, чем равнодушие.
Столкнувшись с разочарованием и злостью на ребенка, родителю важно разобраться в природе этих чувств. «Я пекусь о благе ребенка или решаю свои психологические проблемы?» – честный ответ на этот вопрос укажет, в каком направлении двигаться.
– Искренний интерес и уважение к своему ребенку, реалистичное представление о том, какой он, доверительный контакт – вот что поможет обнаружить причину нелюбви к чтению и найти индивидуальный подход.
Личный пример тоже важен, но часто он играет более скромную роль, – резюмирует специалист.