Решение Александра Лукашенко о развитии трансплантологии сделало ее доступной для каждого нуждающегося в помощи, а Беларусь — мировым лидером в этой области.

Наталия Нюкало из Минска и Дарья Горбатенко из Радошковичей — одни из тысяч спасенных, кому в МНПЦ хирургии, трансплантологии и гематологии подарили вторую жизнь, выполнив пересадку печени. В известной на мировом уровне белорусской клинике проведено свыше 1200 операций по трансплантации печени и более 5 тысяч — почки. Здесь также выполняют пересадку легких, поджелудочной железы, кишечника, костного мозга, симультанные операции (например, печень плюс почка, почка плюс поджелудочная), ретрансплантации. Возможным все это стало благодаря тому, что Президент Александр Лукашенко поддержал развитие трансплантологии, которая стала локомотивом для появления новых направлений в медицине.

Поручение о создании центра трансплантации органов и тканей Глава государства дал в 2006 году, выступая на Всебелорусском народном собрании. Очередной импульс отрасль получила, когда команда белорусских врачей провела первую в истории операцию по пересадке печени — это был 2008 год. Дальше — наращивание количества операций, выделение госинвестиций на строительство новых корпусов, освоение новых видов трансплантаций… В итоге по количеству органных пересадок на 1 миллион жителей мы не только лидируем на постсоветском пространстве, но и опережаем многие европейские государства. 

«Трансплантации в Беларуси быть»

Президент Беларуси во время посещения Республиканского центра трансплантации органов и тканей:

— Меня убеждали, что это не главная сегодня проблема и это направление не так важно. Поэтому колебания были. Это же огромные средства. Тогда я принял решение: трансплантации в Беларуси быть. Уж как мы это будем делать, широко ли развернем, но это необходимо. Это направление поднимает целый пласт здравоохранения и дает толчок развитию здравоохранения вообще, тянет его впереди, как локомотив.

28 сентября 2010 года.

Искренняя благодарность

Для минчанки Наталии Нюкало первым тревожным сигналом стали проблемы с желчным пузырем, который в итоге пришлось удалить. Затем начался прогрессирующий язвенный колит с тотальным поражением кишечника. Наталия перешла на диетическое питание, принимала по 10 таблеток в день, но продолжала работать и заботиться о семье — вела активную жизнь, работала медиком на полторы ставки, растила сыновей-близнецов.

— Не унывала, не жаловалась, просто жила как умела и как могла, — рассказывает Наталия. — Со временем состояние ухудшилось. Диагноз — первичный склерозирующий холангит. Это редкое и тяжелое заболевание печени, сопровождающееся воспалением и рубцеванием желчных протоков. Я ощущала постоянный зуд, мучительный и непрекращающийся. В крови рос билирубин, начались признаки печеночной недостаточности.

Иван Штурич и Наталия Нюкало.

Стало ясно: без трансплантации не обойтись. С момента операции прошло пару недель, Наталия чувствует себя лучше с каждым днем, что подтверждают и лабораторные данные: уровень билирубина снижается, ферменты — маркеры функции печени — стабилизируются. По данным УЗИ, сосудистые структуры — артерии и вены — функционируют отлично. Женщина не скрывает радостных эмоций:

— Я искренне благодарна лично Главе государства, системе здравоохранения, коллективу МНПЦ хирургии за то, что такую сложнейшую операцию, как трансплантация печени, мне провели бесплатно. 

В других странах подобное лечение стоит баснословных денег, а у нас — реальная неоценимая помощь людям. Я почувствовала, что не одна, что обо мне заботятся. Это придает сил жить дальше и растить детей.

На грани — и дальше…

Некоторые диагнозы бывают особенно тяжелые, поэтому судить об успешном лечении можно только спустя длительное время. Как, например, в случае 22‑летней Дарьи Горбатенко из Радошковичей. Печень ей пересадили около четырех лет назад из-за редкой болезни Вильсона-Коновалова, которая передается по наследству. Простыми словами, это нарушение обмена меди в организме, из-за чего могут поражаться разные органы, к примеру головной мозг. У Даши пострадала печень, причем критично:

— Из-за такой же патологии умер мой дядя. Так что это генетика. Переболела коронавирусом — и началось… Сначала резко похудела, потом стала набирать вес. В организме скапливалась вода, были сильные отеки. В одной только брюшной полости на УЗИ нашли два литра свободной жидкости.

Дарья и Сергей Горбатенко.

Дочь стала колючей, словно ежик, вспоминает папа Сергей: повышенная раздражительность — один из симптомов. Но особенно шокировало, когда Даша приехала с учебы вся желтая, как лимон. Семья забила тревогу, обратились к врачам. Вариантов, кроме пересадки, не оставалось. Из-за тяжелого состояния девушка оказалась одной из первых в листе ожидания. На тот момент ей было 18 лет, училась на втором курсе сельхозакадемии в Горках.

Девушка благодарит врачей и дорожит каждым моментом своей жизни, которая, скажем прямо, висела на волоске:

— По-прежнему активничаю и стараюсь брать от жизни все. Окончила академию с красным дипломом, работаю юрисконсультом в Региональном обществе защиты потребителей. Недавно вышла замуж за замечательного парня — мне иногда кажется, что он за моим здоровьем и режимом следит лучше, чем я. Огромная благодарность медикам, что спасли мою жизнь!

«В двадцатке мировых центров»

Александр Лукашенко во время церемонии инаугурации во Дворце Независимости:

— Наша медицина — одна из самых высокотехнологичных и при этом самых доступных в мире. Мы в двадцатке мировых центров трансплантологии. Это все мы — новая Беларусь, страна тружеников и созидателей.

25 марта 2025 года.

Непростой выбор

Трансплантация органов требует как устойчивого финансирования, так и серьезной подготовки специалистов на всех уровнях, постоянного обновления знаний и навыков, подчеркивает врач-хирург отделения трансплантации Денис Ефимов:

— В следующем году исполнится 15 лет, как я работаю в МНПЦ хирургии, трансплантологии и гематологии, чем очень горжусь. Пришел сюда еще студентом. Решение о развитии этой отрасли Президент принимал в непростой ситуации, и ресурсы можно было направить в другие сферы.  

Многие страны бывшего СССР пошли отличным от нашего путем, посчитав, что им выгоднее отправлять своих пациентов на лечение за рубеж. И сейчас мы поддерживаем некоторые из этих государств в развитии трансплантации, их пациенты лечатся в нашем центре.

Денис Ефимов. 

  В этой области невозможно остановиться на достигнутом. Заболевания меняются, требования растут, каждый год врачи должны внедрять что-то новое. Система могла бы остановиться, например, в 2008 году, когда уже были определенные успехи, говорит Денис Ефимов:

— Но благодаря тому что развитие продолжается, продолжается и движение вперед. Успех трансплантологии держится на высокой квалификации мультидисциплинарной команды и необходимости постоянного прогресса. А самая главная опора — устойчивая поддержка на уровне государства, включая личное участие руководителя страны.

От идеи нового центра — к модернизации всей больницы

— На момент поручения о создании центра трансплантации органов и тканей в Беларуси умели выполнять лишь пересадку почки, и то в 2005 году проведено всего восемь операций, — рассказывает директор МНПЦ хирургии, трансплантологии и гематологии, профессор, доктор медицинских наук, академик НАН Беларуси, заслуженный врач Олег Руммо. — Однако на базе 9‑й городской клинической больницы Минска с 1993 года существовала программа трансплантации костного мозга, а также сильная хирургическая школа, специализирующаяся на операциях на печени и желчевыводящих путях. Оставалось объединить эти два направления, подготовить специалистов и создать на базе 9‑й больницы профильный центр. Этим мы и занялись.

Олег Руммо.

Изначально все строилось на инициативе и энтузиазме. Проекты реализовывались за счет благотворительных образовательных фондов, позже подключилось городское здравоохранение. Но когда специалисты были готовы, ждать официального открытия центра никто не стал. Ведь понимали: центр — это не стены и ленточки, а организационная структура, где рождают идеи, создают технологии, обучают людей и спасают жизни.

Команда белорусских врачей провела первую в истории Беларуси операцию по пересадке печени. Это было 17 лет назад. Вмешательство длилось 12 часов и завершилось успешно — удалось спасти жизнь 31‑летнему пациенту, страдавшему от терминальной стадии цирроза печени. Это был настоящий прорыв белорусских специалистов.

Александр Лукашенко 10 апреля 2008 года встретился с командой врачей и поздравил их с успешным проведением трансплантации: «То, что вы сделали, — победа отечественной медицины. Для нас важно, чтобы подобные операции были не единичны, а проводилось их как можно больше».

Отдельные помещения 9‑й клиники продолжали переоборудовать. Конференц-зал стал отделением реанимации, бухгалтерия превратилась в научную лабораторию и отделение трансплантации. Специалисты начали наращивать темпы операций, делиться результатами с мировым сообществом. Постепенно на них стали смотреть не как на энтузиастов, а как на профессионалов. Международный авторитет медучреждения рос, сюда ехали учиться со всего постсоветского пространства, оперироваться — со всего мира. Появилась потребность в новых направлениях, в научной подготовке аспирантов и докторантов, в расширении компетенций.

— Рядом находилась крупная 9‑я больница, обслуживающая 500 тысяч минчан, — отдать ее полностью под трансплантацию было невозможно, — подчеркивает Олег Руммо. — Тогда возникла идея строительства отдельного центра «в чистом поле», где работали бы только хирурги и трансплантологи. Но проект оказался слишком дорогостоящим. Мы приняли решение: превратить всю больницу в научный центр, развивая не только трансплантацию, но и неврологию, кардиологию, хирургию, что и делаем по настоящее время.

По поручению Президента были выделены государственные инвестиции на строительство нового корпуса. А обошелся он более чем в 60 миллионов долларов! Также построили новый корпус трансплантации костного мозга и стволовых клеток, где часть средств — заработанные клиникой, часть — государственные. В результате больница, которой в следующем году исполнится 50 лет, полностью модернизирована и превратилась в современный МНПЦ хирургии, трансплантологии и гематологии. Созданы комфортные условия для пациентов, расширен спектр услуг. Уже подготовлен проект нового приемного отделения — стройка начнется в следующем году.  

Скоро в МНПЦ приобретут первый в стране полноценный хирургический роботический комплекс. И в ближайшее время начнут проводить операции с его использованием — в том числе в трансплантологии. Это уверенный рывок в новую эру медицины.

Дальновидное решение

В нашей стране трансплантология не просто медицинское направление — она превратилась в символ государственной заботы о здоровье людей, стала доступной для каждого, кто нуждается в такой помощи, считает заведующий отделением трансплантации Иван Штурич:

— Решение Президента о развитии трансплантологии было направлено на то, чтобы поднять уровень медицины в республике, что оказалось очень дальновидным и правильным. Глава государства взял под личный контроль развитие этой стратегически важной сферы, не единожды посещал наш центр, лично знакомился с достигнутыми результатами, что говорит о глубокой вовлеченности и системном подходе к контролю качества. Такая поддержка — реальный вклад в здоровье нации.

Центр оказывает трансплантологическую помощь не только жителям Беларуси, но и иностранцам. Сюда приезжают из Балканских стран, Казахстана, России, Армении, Израиля, Грузии — география обращений расширяется с каждым годом.

Одним из наиболее динамично развивающихся направлений в МНПЦ стала трансплант-онкология. Здесь выполняют свыше 15 процентов операций по пересадке печени пациентам с онкопатологиями.

— Мы расширили диапазон показаний к трансплантации печени, что позволяет спасать жизни даже в самых сложных клинических случаях, — говорит Иван Штурич. — Считаю, что это победа над диагнозом и судьбой. За лечение некоторых сложных случаев не берутся ни в одной стране, а мы такие операции выполняем. К примеру, впервые в СНГ белорусские специалисты провели трансплантацию легких пациенту из Узбекистана, страдающему от тяжелого иммунодефицита, диагностированного в раннем детстве. Помимо вируса иммунодефицита, у молодого человека выявлены врожденные патологии легких и сердца, что делало его случай особенно сложным и редким. Несмотря на высокий риск, вмешательство прошло успешно.

В ТЕМУ

Закон «О трансплантации органов и тканей человека» считается передовым в области трансплантации по мировым и европейским меркам.

ЦИФРЫ

♦ В МНПЦ хирургии более 2,5 тысячи сотрудников и свыше 1000 коек. 

♦ Эта клиника — одна из крупнейших, ежегодно здесь лечат около 30 тысяч пациентов по разному профилю, включая экстренных. 

♦ Годичная выживаемость пациентов после трансплантации практически достигает 100 процентов, пятилетняя — 97 — 98 процентов. Эти показатели соответствуют мировым стандартам и подтверждают высокий профессионализм белорусской команды.

«СБ. Беларусь сегодня».

Оставить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи