Контрпропагандистские усилия белорусских СМИ становятся более эффективными, однако требуют развития. Особая роль — у региональных и корпоративных медиа.
Многочисленные антибелорусские фейки западных СМИ, четверть века сыпавшиеся на нашу страну, а с 2020‑го ставшие лавинообразными, уже опровергают сами оппоненты власти. Так, один из информационных рупоров беглых — известная в оппозиционной среде активистка Татьяна Мартынова — на днях публично раскрыла и высмеяла расхожий полтора года назад фундаментальный фейк про жесткость правоохранительных органов Беларуси по отношению к участникам уличных беспорядков. Поставив тем самым в неудобное положение комиссара Совета Европы по правам человека, которая сотни раз использовала тот фейк в своих заявлениях. А белорусские оппозиционеры в Польше устроили пикет у литовского посольства, требуя прекратить финансирование Литвой офиса белорусских беглых, погрязших в воровстве и коррупции и распространяющих систематическую ложь под маской «борьбы за свободу».
И все же фейков, к сожалению, слишком много, и уповать на их саморазрушение никак не приходится. В Беларуси необходимо уметь вести контрпропаганду, заявил Президент 31 мая на совещании по вопросу совершенствования информационной политики. «Любая война, прежде всего негорячая, гибридная война, — это борьба за умы людей, — подчеркнул Глава государства. — И мы должны защитить наших людей. Вопрос, как».
СКАЗАНО
Президент Беларуси Александр Лукашенко:
— С нас посмеиваются: «Пропагандисты, агитаторы…» Почему посмеиваются? Чтобы нас сбить с толку. Поэтому нет ничего опасного, если мы будем пропагандировать свой образ жизни, свое и агитировать за это. Но надо научиться вести и контрпропаганду против той пропаганды, которая развернута против нас. Надо выработать механизмы противодействия, контрмеры.
На совещании по вопросу совершенствования информационной политики, 31 мая 2022 г.
Работа на опережение
По итогам того совещания Глава Администрации Президента Игорь Сергеенко заметил в разговоре с журналистами:
— Ни для кого не секрет, что мы который год живем и работаем в условиях информационной войны, когда на головы наших граждан, не побоюсь этого сказать, льются потоки откровенной лжи из различных телеграм-каналов (в первую очередь зарубежных) по различным направлениям: и по международной политике, и по ситуации в Украине, по спецоперации (России в Украине. — Прим.), о перспективах развития Беларуси, в отношении санкций. То есть и по глобальным вопросам, и по конкретным информационным поводам.
Противостоять, противодействовать фейкам, откровенной лжи в эфире достаточно сложно. Нужно работать по многим направлениям с опережением, давать правдивую информацию, и давать, конечно, раньше, чем поступают потоки лжи, разбираться, объяснять, рассказывать.
Именно это весьма активно и не менее эффективно делал известный телеграм-канал «Желтые сливы», практически в режиме онлайн не только разоблачавший разнообразные фейки экстремистских ТГ-ресурсов, но и зачастую предвосхищавший их. Своеобразным признанием успешности этой работы стали увенчавшиеся временным успехом старания деструктивных сил и по закрытию «слишком активного» и неудобного для них ТГ-канала.
Политический аналитик Николай Щёкин объясняет такие действия деструктивщиков все той же гибридной войной:
— Сейчас мы видим очередной этап информационного киллерства по отношению вообще к информационному полю и к информации в Республике Беларусь и в России. Что можно сказать по этому поводу? Только то, что люди не понимают (там, за бугром), что «Желтые сливы» — это вся наша страна, все 9 миллионов. Самые популярные у нас информационные платформы — это «Желтые сливы» и «Пул Первого». Это вся страна, что еще надо доказывать? Страну вычеркнуть из истории, из нынешних процессов невозможно. Поэтому все, что остается делать этим мерзавцам и негодяям, — опуститься до унитаза европейского, Борреля, и что-то о себе мнить.
Взгляд извне: от кривого зеркала к реальности
Примечательный факт. Майское интервью Президента Беларуси информагентству Assoсiated Press беспрецедентно широко растиражировали зарубежные СМИ, в первую очередь в странах Евросоюза, США и России. Более 250 публикаций и упоминаний в западной прессе в первые же дни, телевизионные сюжеты более чем у 40 зарубежных телеканалов и телерадиокомпаний. И это неспроста: однобокость и тенденциозность подачи информации о Беларуси (а именно так обычно рассказывают о нашей стране многие зарубежные СМИ) вызывает естественное желание зарубежных граждан узнать информацию, как говорится, из первых уст. Этим можно объяснить растущий интерес граждан балтийских государств к белорусскому безвизу и нервную реакцию литовского и латвийского МИД на сей счет. Данное объясняет и интерес зарубежья к непредвзятой информации о нашей стране.
Политический аналитик Петр Петровский отмечает, что Беларуси необходимо быть более активно представленной в зарубежном информационном пространстве:
— Мы не должны упускать как минимум наши страны-соседки. Белорусская точка зрения сегодня там не звучит, потому что нас вытеснили оттуда. Там со всей силой работает западная пропаганда, создающая из Беларуси образ Мордора.
Эксперт в качестве примера приводит Польшу, которая имеет несколько информационных ресурсов, освещающих (другое дело, как) белорусскую повестку. И заметил:
— Мы, к сожалению, пока ни одного такого целенаправленного ресурса не имеем, хотя могли бы. У нас есть Союз поляков Беларуси, у нас имеются и те, кто владеет польским языком, и я думаю, что есть сторонники белорусской модели развития в Польше. Насколько я владею информацией, знаком с некоторыми политологами, это все есть. Но мы пока к этому не подошли. Надеюсь, что подойдем.
Впрочем, главное уже сделано и в нашей стране: информационная гигиена отечественного пространства заметно повысилась. Петр Петровский обратил внимание:
— Не мы начали эту информационную войну. Я напомню, это различного рода экстремистские телеграм-каналы, ТВ-каналы, которые транслируются из-за рубежа. Они появлялись не по воле и зову белорусского народа, а становились результатом организации агрессивной информационной политики стран Запада в отношении Беларуси с одной лишь целью — свержения государственного строя, продвижения «цветной революции», изменения общественного сознания белорусских граждан, — сказал Петр Петровский.
Корпоративный подход
Разумеется, в контрпропаганде важно консолидированное усилие всех СМИ страны — центральных, местных, отраслевых. Последние должны уходить от устаревших форматов и активнее влиять на политическую повестку. Выступая недавно на дискуссионной площадке «Корпоративные СМИ в условиях трансформации медиасферы» на журфаке БГУ, первый заместитель министра информации Андрей Кунцевич отметил:
— Выход на внушительную аудиторию накладывает на отраслевую печать особую информационно-идеологическую задачу. Сегодня в условиях небывалого информационного противоборства и беспрецедентного давления на страну извне уже недостаточно на страницах корпоративных изданий вести только узкопрофессиональный разговор и освещать рабочие будни отдельно взятого трудового коллектива. Корпоративные медиа становятся важнейшим элементом информационной политики, направленной на сохранение государственного суверенитета, консолидацию белорусского общества, защиту национальных интересов и ценностей.
Первый замминистра особо подчеркнул:
— Корпоративные медиа как неотъемлемая часть информационной пропаганды должны смелее осваивать наступательные формы работы, активнее влиять на политическую повестку, смелее и ярче использовать современные информационные приемы, уходя от замшелых и устаревших схем и форматов.
Важность корпоративных, отраслевых и ведомственных СМИ, как и поставленных перед ними задач, подтверждает политический аналитик Вадим Боровик. Говоря о работе белорусских СМИ, он признал, что им есть куда расти, но положительные моменты тоже отметил. И еще политолог подчеркнул правильность того, что в свое время был закрыт доступ к ряду токсичных средств массовой информации:
— Ампутировав гангрены, которые разлагали организм, мы оздоровили эту сферу. Многие наши СМИ сейчас эффективны. Телевидение стало очень конкурентным. Подтягиваем интернет. Продукт есть, он улучшается.
И работать легко, потому что вся национальная политика построена на том, чтобы говорить правду.
Хотя есть проблема в том, что они (западные страны. — Прим.) контролируют видеоплатформы, системы поиска, большинство социальных сетей и регулируют просмотры. Необходимо признать, что где-то в конкурентной борьбе они выигрывают. Если это касается вопросов национальной безопасности, следует ограничивать, не стесняться. И вкладывать деньги в качественные альтернативы.
Пропаганда Запада переименована в «борьбу с дезинформацией»
О том, что белорусская контрпропаганда дает эффект, можно судить по любопытной заявке посольства США в Беларуси. «Отдел публичной дипломатии миссии США в Беларуси, находящийся в ведении Госдепартамента Соединенных Штатов, сообщает о возможности финансирования в рамках программы малых грантов», — многообещающе гласит документ. И поясняет: приоритетными областями реализации программы называют в том числе «содействие гражданскому обществу», «поддержку независимых СМИ», «противодействие дезинформации», «поощрение толерантности». Впрочем, в успехе подобного госдеп США, похоже, совершенно не уверен, а потому и размеры (как разовых грантов, так и помощи на «противодействие дезинформации») более чем скромны: размер одного гранта составит от 8 до 15 тысяч долларов, а общий бюджет, который США готовы выделить на реализацию программы, составляет 38,1 тысячи долларов.
Незнание — сила
Некоторые аспекты работы западной пропаганды приоткрыла немецкая журналистка Алина Липп. В проекте «В теме» на YouTube-канале информагентства БЕЛТА она рассказала:
— В мое время в школе о нацизме говорили правду, говорили, что это Советский Союз всех освободил. Сейчас очень поменялись школьная система и контент, которому учат в школе. Начинают потихоньку говорить, что это не Советский Союз освободил Германию. И если одно и то же повторять много раз, то люди начинают этому верить. Уже более десяти лет у нас говорят только негативно о России. На 100 процентов там ничего позитивного не было. Часто без причины какие-то обвинения против России.