Самодельная футбольная форма, суеверия и как сбываются мечты – вратарь СФК «Слуцк» Илья Брановец рассказал о детстве, футбольной карьере и матче с БАТЭ.
– Как ты попал в футбол?
– Меня привел мой лучший друг Дима Лещенко. Я переехал из деревни, и в городе мы жили в одном дворе, а он уже тогда ходил на футбол к Санычу (Александру Александровичу Костюкевичу). Сразу хотел быть полевым игроком, но мне не понравилось, и я перестал ходить. Позже попробовал еще раз, именно тогда я первый раз сыграл в воротах, так все и закрутилось.
– В детстве у тебя наверняка были футболисты-кумиры…
– Да, конечно. В те времена было тяжело купить майку с фамилией игрока, поэтому я брал обычную байку и сам себе рисовал номер. До сих пор в памяти, как с Димой сидели на балконе и рисовали. Моим кумиром в то время был Оливер Кан, и получилось так, что мы неправильно написали фамилию. Там, где должно быть KAHN, было просто KAN. Мы брали ацетон, еще что-то и стирали, дописывали. Потом вышел в этой майке на улицу, пахну непонятно чем, зато с номером и фамилией (смеется).
– Почему Оливер Кан?
– Из-за его харизмы. На поле он был настоящим мужиком, командовал, кричал, делал сумасшедшие сейвы. Кан всегда был уверен в себе, этим он меня и привлекал. В то время мне нравились три вратаря – Кан, Касильяс и Буффон. Спустя столько лет итальянец все еще играет – это потрясающий уровень.
– То есть, можно сказать, что ты стал вратарем, подражая своему кумиру?
– Да, когда во второй раз я пришел тренироваться, осознанно хотел быть вратарем.
– Кстати, именно Кан говорил: «Вратарь должен быть слегка безумным». Считаешь ли ты себя таким?
– Есть такое, что вратарей считают людьми со странностями. Но, по-моему, мы обычные люди. Я ничего этакого за собой не наблюдаю – делаю свою работу, вот и все. Суеверия есть у всех, да. Кто-то верит в то, что нельзя давать другим свои перчатки, игроки крестятся перед выходом на поле – у каждого есть что-то свое. Я, например, когда готовлюсь к матчу, люблю посмотреть вратарские ролики.
– Помнишь ли ты свой первый матч за «Слуцк»? Какие эмоции ты тогда испытал?
– Мне было 16 лет, это был чемпионат Минской области, уже тогда нас тренировал Юрий Михайлович Крот. Тогда я еще был небольшого роста, меня поставили на игру с «Любанью». Как сейчас помню, было много голов – и в наши ворота, и в чужие – закончили со счетом 8:4. И я так волновался, что из этих четырех три я «привез».
– Поговорим о тренерах. Ты – тот игрок, который играл в команде и при Кроте, и при Григорове, и при Павлове. Можешь охарактеризовать каждого из них?
– Про Юрия Михайловича могу сказать, что он всегда болел футболом. Он один из тех, кто поднимал футбол в Слуцке. В каких-то моментах он был суров, в каких-то мог и пошутить. Помню, ехали с игры, а он предложил заехать к родственникам поесть пирожков. Он очень сильно любил футбол и до сих пор его любит.
Слава Григоров принял команду в тяжелое для нас время и старался поменять игру команды. Я помню его игроком, он всегда был авторитетным человеком. Мне нравилось с ним работать.
– Что насчет Виталия Геннадьевича? Все игроки клуба говорят о том, насколько хорошую атмосферу в коллективе ему удалось выстроить…
– Виталий Геннадьевич – простой человек, он всегда готов идти на контакт и общаться с игроками. Он умеет строить коллектив, нам комфортно друг с другом. Он раскрыл в нас сильные стороны – например, Саша Яцкевич, который всегда выполняет большое количество черновой работы, идет в борьбу и выигрывает мячи, отлично сыгрался с Женей Шикавкой. Пускай это не всегда заметно, но он делает огромный объем работы для команды.
– От тренеров – к игрокам. Назовешь самых ярких футболистов в истории «Слуцка»?
– Если говорить о чемпионате области, то своим дриблингом мне запомнился Денис Костюкевич. Когда мы уже играли во второй лиге, к нам пришел Игорь Бобко. Он был работягой с хорошими скоростными данными и с каждым годом раскрывался все больше и больше. Когда в клуб приехали Костя Якубовский и Дима Камзолов из Минска, они для меня были классными игроками совершенно другого уровня. В первую лигу к нам пришел Женя Лошанков, и я постоянно удивлялся уровнем его игры. Играя с ним, нужно было просто открываться – и он в любом случае отдаст тебе точную передачу. Конечно, вспомню Арчи (Артур Лесько), мы с ним очень сдружились, он и перчатки мне привозил, общались постоянно. А в данный момент я общаюсь со всеми, у нас дружный коллектив, можно всех перечислить.
– Твой первый матч в высшей лиге – игра против «Гранита». Помнишь ли ты этот день?
– Тогда нас тренировал Григоров, и он поверил в меня. Вот там было волнение. Когда я только попал в команду, я мечтал провести хотя бы одну игру в высшей лиге. Тогда я волновался, потому что вот он я, выхожу на поле и исполняю свою детскую мечту. Мы проиграли 1:2, матч пролетел очень быстро, я даже не помню подробностей. Интересно, кстати, что и в первой лиге я сыграл свою первую игру против «Гранита», так что в каком-то плане могу назвать Микашевичи «своей» командой.
– Давай поговорим об игре с БАТЭ. Что ты почувствовал, когда услышал свое имя в стартовом составе?
– Виталий Геннадьевич на игре дубля сказал, что, возможно, я сыграю против БАТЭ. Я был уверен в себе, потому что чувствовал поддержку и от главного тренера, и от Станиславовича (Владимир Гаев, тренер вратарей). Я знал, что я сыграю, как умею. Не думал, что буду лучшим, потащу, но и не волновался.
– Несмотря на поражение, болельщики были довольны твоей игрой, ты получил звание лучшего игрока матча. А как ты сам оценишь свое выступление?
– Не люблю оценивать свои игры. Похвалишь себя – скажут, хвастается, не похвалишь – скажут, что слишком самокритичен. В принципе, игра была хорошей. Мы выполнили установку на игру. А говоря о себе – ну да, сделал один сейв, и дали лучшего игрока (смеется). Нормально сыграл, наверное.
– Если говорить о твоей карьере, стал ли этот матч самым запоминающимся?
– Пожалуй, я вспомню другой. Буквально через неделю после дебюта в первой лиге мы играли в кубке с клубом «Динамо-Минск». Мне этот матч очень запомнился. Получил гол от Ледесмы метров с 30, но после этого почувствовал уверенность. Потом забил Слава Григоров, а моя уверенность продолжала расти. Жаль, что проиграли тогда в овертайме. Этот матч был единственным в моей карьере, когда команды играли дополнительное время. Я уже думал, что вот он – мой час, серия пенальти, но немного не дотянули.
– И напоследок, что ты можешь пожелать слуцким болельщикам?
– Хочу пожелать большого терпения. Мы будем стараться радовать вас. Было очень приятно, что на игре с БАТЭ весь стадион был заполнен до отказа. Приходите на футбол и получайте эмоции! Надеемся, они будут положительными.
Денис КОСТЮКЕВИЧ,
пресс-секретарь СФК «Слуцк».