Не секрет, что электроэнергия приносит много пользы человеку. Без неё представить современную жизнь невозможно. Однако этот источник благ несёт в себе и смертельную опасность. Особенно это актуально для детей. Взрослый человек уже обладает определенным жизненным опытом и знает элементарные правила безопасности, а дети, особенно маленькие, только познают этот мир. Они любознательны, активны, подвижны, а все, что их окружает, оценивают своими органами чувств, что, к сожалению, порой может привести к плачевным последствиям.
Несчастный случай произошел в январе 2025 года в г. Минске. Два подростка 16 лет зашли в неэксплуатируемое помещение на территории одного из предприятий. Несовершеннолетние увидели трансформаторную подстанцию, и один из ребят решил срезать провода ножовкой. Провода оказались под высоким напряжением. От прикосновения к ним пострадавший получил электротравму несовместимую с жизнью.
Еще один несчастный случай произошел в мае 2025 года в г. Могилёве. Подросток 12 лет играя с одноклассником, вошел в здание на стройплощадке и взялся руками за незаизолированные участки электрического кабеля, в следствии чего был поражен электрическим током и потерял сознание. После чего, двое учащихся обратились за медицинской помощью в здание ОСВОДа Печерской спасательной станции. Медсестра ОСВОДа оказала первую медицинскую помощь до прибытия бригады скорой медицинской помощи.
В связи с участившимися несчастными случаями, связанными с поражением электрическим током несовершеннолетних, в ГУ «Государственный энергетический и газовый надзор» проводит профилактические мероприятия среди несовершеннолетних.
Основная цель мероприятий – обучение детей основам электробезопасности.
Уже в этом возрасте они могут хорошо запоминать то, что им объясняют. Лучше делать это в игровой форме, сочетать с показом специальных образовательных детских мультфильмов и обсуждать сюжет после просмотра.
Детям старше пяти лет родители уже предоставляют больше свободы, меньше контролируют их действия, выпускают одних для участия в подвижных играх с ровесниками на свежем воздухе, катаниях на велосипеде. К этому моменту важно сформировать у ребенка четкое знание опасных факторов электричества. Он должен понимать, что электроэнергия передается по проводам и представляет огромную опасность. Нельзя лазить по опорам ЛЭП, играть под ними, бросать на провода какие-либо предметы.
Дети любят коллективные игры с воздушными змеями, но проводить их можно только на открытых площадках вдали от линий электропередачи. Потоком воздуха змей может быть заброшен на провода, в следствии чего имеется опасность поражения электрическим током
Во дворах домов или возле них установлены трансформаторные подстанции, распределительные шкафы. Одна из любимых детских игр — прятки. Проникать за ограждение электрического оборудования нельзя. Это ребенок должен четко представлять.
К моменту, когда детям предоставляется свобода выхода во двор, у них должен быть выработан инстинкт:
не подходить к отдельно лежащим или оборванным проводам (возможно поражение шаговым напряжением);
не приближаться к ограждению электротехнического оборудования, даже если оно закрыто;
не играть вблизи опор ВЛ;
обо всех замеченных нарушениях незамедлительно сообщать взрослым.
Когда ребенок подрос и пошел в школу он получает еще больше свободы. Это требует от него уже больших знаний и приемов безопасного обращения с электроприборами в быту и поведения на улице вблизи энергообъектов и ВЛ.
Оставаясь один дома, он не должен:
заниматься ремонтом и снимать защитные крышки с бытовых устройств, заменять электрические лампы;
прикасаться к работающим приборам мокрыми руками, а тем более протирать их или мыть водой.
При появлении дыма или искрения необходимо сразу обесточить прибор, но тянуть за шнур питания руками нельзя.
Находясь на улице в компании сверстников, дети совершают «героические» поступки, демонстрируя свою ловкость, смелость, меткость и другие качества. Они могут пытаться разбить изоляторы на ВЛ, залезть на высоту по опоре ЛЭП, забыв под влиянием озорников обо всех уроках безопасности или открыть замки шкафов с электротехническим оборудованием.
Основными мерами предохранения детей от поражения электрическим током являются:
– поддержание в технически исправном состоянии электрооборудования;
– своевременное проведение ремонта неисправных электроприборов;
– постоянное обучение ребенка мерам безопасного поведения, включая обращение с электрическими устройствами;
– периодический контроль за поведением детей со стороны родителей и педагогов.
Родители должны хорошо понимать опасность, исходящую от электрической энергии и принимать все от них зависящее для исключения несчастных случаев в семье.
Слуцкое МРО Госэнергогазнадзора.