3 декабря во многих странах мира отмечается Международный день инвалидов, людей с физическими, сенсорными, интеллектуальными или психическими нарушениями. Этот день касается также и тех, кому небезразлично полноценное участие людей с особенностями психофизического развития в жизни общества и государства в целом.
– Давайте сегодня поговорим о детях с душами звезд. Эти дети – часть моей работы, моей жизни, – рассказывает Алла Капская, педагог-психолог государственного учреждения образования «Слуцкий районный центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации». – Работая педагогом-психологом в ЦКРОиР, с уверенностью вам заявляю, у этих детей, как и у всех, есть своя уникальность, свои таланты, свои мечты и желания. Поэтому не случайно много лет подряд дети нашего центра становятся лауреатами конкурса «Зажги свою звезду», участвуют в ежегодных районных инклюзивных фестивалях, например, «Семь дорожек радуги» и многих других. Дети поют, танцуют, рисуют наравне со своими нормотипичными сверстниками.
Да, они видят мир по-другому. К сожалению, этот мир нам не всегда доступен, как и им – наш.
Наш мир для них может быть сложнее: им может быть трудно освоить определенные навыки или привыкнуть к окружающей среде; они могут сталкиваться с препятствиями в повседневной жизни, которые для нормотипичных детей незаметны; им может быть тяжело справляться с непониманием и отсутствием принятия со стороны окружающих.
Но ведь каждый заслуживает любви и уважения.
Если представить, что наша жизнь – кусочек глины, то каждый лепит из него свою жизнь. Как может. Есть те, кто не может быть скульптором своей жизни, ни плохой, ни хорошей. Это зависит от нас.
Слово «инвалид» часто вызывает чувство жалости, сострадания и даже страха. Но в этих детях нет ничего страшного или ужасного. Их особенность – это часть их жизни, не препятствие, а стимул для развития. И не только их, но и нашего: умения понимать, принимать, помогать.
Не все рождаются с крыльями, не все могут быстро бегать, не все могут петь соловьями и не все способны быть гениями. Но каждый заслуживает любви и уважения. Они – просто другие. Поверьте, если вы посмотрите в их глаза, то увидите в них нежность и свет. Я видела это у каждого особенного ребенка. Их сердца наполнены добром и любовью. Кто соприкасался с ними, тот это чувствовал. Запомните: каждый ребенок – это ДАР. Души особенных детей чисты, как роса.
Мы, взрослые, можем раскрасить свою жизнь разными красками, а они – нет. Мы можем создать свою музыку жизни, а они – нет. Им никогда не стоять у дирижерского пульта.
Но тем не менее, они обладают необыкновенной силой духа, упорством и терпением; они умеют радоваться мелочам и ценить простые вещи; они могут видеть мир с необыкновенной глубиной и чувствительностью.
Что мы можем сделать для них?
• Помните, что каждый ребенок, в том числе и ребенок с особенностями психофизического развития, заслуживает любви, уважения и принятия.
• Постарайтесь увидеть в них не инвалидов, а особенных людей, у которых есть свои сильные стороны и таланты.
• Создавайте условия для их развития и включения в общество.
• Не бойтесь помогать им, делиться своими знаниями и опытом.
• Проявляйте терпение и понимание к их особенным потребностям.
И тогда вместе мы сможем создать мир, где каждый ребенок сможет чувствовать себя счастливым, любимым и полноценным членом общества.
У каждого ребенка, в том числе и ребенка с особенностями, есть свой путь к счастью, и наша задача – помочь им его найти. И пусть каждый из наших детей растет с любовью и радостью.
«СК».