Комитетом государственного контроля Минской области детально проанализированы результаты работы местных органов управления в 2022 году по сокращению количества объектов сверхнормативного строительства (далее – объекты СНС).
Проведенная в 2021 – 2022 гг. Минским облисполкомом, рай(гор)исполкомами и застройщиками работа позволила существенно сократить количество таких объектов.
Из учтенных Институтом жилища – НИПТИС им. Атаева С.С. 1 176 объектов на 1 января 2021 г. к 1 января 2023 г. осталось 416 (снижение на 760 объектов, или на 65%).
Более половины оставшихся объектов (221) сосредоточены в 5 районах: Минском – 67 объектов, Борисовском – 41, Пуховичском – 41, Крупском – 38, Воложинском – 34.
Динамика работы районов с объектами СНС неравномерна. Неплохо сработали (значительно превысили среднеобластной уровень) Клецкий район – снижение с 14 до 2 объектов (на 86%), Молодечненский – с 75 до 13 (83%), Несвижский – с 27 до 5 (82%). Слуцкий – с 34 до 3 (на 91%), Столбцовский – с 21 до 4 (81%), Червенский – с 18 до 3 (83%).
В свою очередь отдельные районы не только не достигли среднеобластного уровня уменьшения количества объектов СНС, но за 2 года даже и на 50% не сократили их количество. Это такие районы как Воложинский (снижение с 59 до 34, или только на 42%), Любанский (с 29 до 18, на 38%), Крупский (с 55 до 38, на 31%).
Дальнейшее сокращение количества объектов СНС возможно, прежде всего, за счет выполнения мероприятий, не требующих значительных финансовых затрат.
Например, на 1 января 2023 г. в области эксплуатируются без оформления документов о приемке 149 объектов. Оформление приемки этих объектов позволило бы почти на треть сократить количество объектов СНС на территории области.
Наибольшее количество объектов СНС, эксплуатируемых без приемки в установленном порядке (107, или 72%), находится в 5 районах: Минский – 50 объектов, Пуховичский – 29, Крупский – 11, Смолевичский – 9, Воложинский – 8.
В Минском районе практически все эксплуатируемые объекты (47 из 50) – это объекты благоустройства, дороги, инженерные сети (канализация, водоснабжение и др.), по которым в областном и районном УКСах (застройщики объектов) отсутствуют исполнительная и проектная документация, что указывает на проблемы в части исполнительской дисциплины.
В Борисовском районе в числе незавершенных эксплуатируемых объектов числится «Дом механизатора» (д. Заболотье), используемый ОАО «Агрофирма имени Суворова» в качестве административного здания. В Вилейском районе без оформления ввода в эксплуатацию ОАО «Долгиново» использует (под зерносклад и пищеблок) цех по переработке молока, ОАО «Новая Вилия» – 2 силосносенажные траншеи в дер. Юнцевичи. В Крупском районе КСУП «Ухвала» эксплуатирует без приемки зерноочистительный-сушильный комплекс в аг. Ухвала, ОАО «Майское-Агро» – гараж для сельхозмашин в дер. Худовцы и мастерские в д. Ротань. В Воложинском районе ОАО «Агрокомбинат «Дзержинский» эксплуатирует без ввода 5 объектов, в том числе административное здание в аг. Доры, в Пуховичском районе КСУП «Ветеревичи» используется зерноочистительный-сушильный комплекс. В Мядельском районе ОАО «Слободская заря» эксплуатирует сенохранилище в д. Старые Габы, ОАО «Прудники-агро» – овощехранилище в д. Осово.
Комитет неоднократно обращал внимание райисполкомов и застройщиков на недопустимость эксплуатации объектов без их приемки, что является нарушением законодательства. Комитетом начата практика привлечения застройщиков и их должностных лиц к административной ответственности по статье 22.5 КоАП. В 2022 году проведены административные процессы по факту эксплуатации 23 не принятых в эксплуатацию объектов.
Результаты проведенного мониторинга направлены в Минский облисполком для принятия мер реагирования. Контроль за эффективностью работы по сокращению количества объектов сверхнормативного незавершенного строительства будет продолжен.
Комитет государственного контроля Минской области.