С созреванием зерновых для работников сельхозорганизаций начинается «горячая» пора по проведению полевых работ в период уборочной компании. Ни для кого не секрет, что по сельскохозяйственным угодьям проходят линии электропередачи (ЛЭП) напряжением от 10 до 750 тысяч Вольт. Являясь объектами повышенной опасности, они требуют к себе особого внимания. Каждая линия имеет свою охранную зону. Земельные участки, входящие в охранные зоны электрических сетей, не изымаются у землепользователей и используются ими для проведения сельскохозяйственных и иных работ. 
Работа в охранных зонах воздушных линий (ВЛ) электропередач представляет собой серьёзную опасность для работающих и требует от них  неукоснительного соблюдения правил техники безопасности и охраны электрических сетей. Потенциальная опасность возникает при работе машины как вблизи линии, так и под ней. Приближение корпуса машины на недопустимо близкое расстояние к проводу, обрыв провода и его падение на машину или наезд машины на оборванный провод – это уже реальная угроза жизни и здоровью человека, о чем свидетельствуют несчастные случаи, происходящие практически ежегодно.
Обращаю особое внимание должностных лиц организаций, призванных обеспечить выполнение правил техники безопасности, что перед началом полевых работ с механизаторами и водителями грузового автотранспорта должны проводиться инструктажи по правилам работы в охранных зонах линий электропередачи и беседы по профилактике электротравматизма. В период массового выхода крупногабаритной техники на поля при посевной, для заготовки кормов и уборки урожая несоблюдение  правил  работы  в  охранных  зонах  линий  электропередач  может  привести  к  несчастным  случаям. В этом можно убедиться на следующих примерах: 
23.08.2019г.  Белыничский р-н, Могилевская обл.
Обстоятельства: Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства поднялся на верхнюю часть комбайна, стоящего под воздушной линией электропередачи напряжением 10 кВ, и находясь вблизи ниши, образованной шнеком для выгрузки зерна и элементами выхлопной системы (трубами), приблизился на недопустимое расстояние к проводу воздушной линии электропередачи, в результате чего был смертельно поражен электрическим током.
22.09.2020г. Оршанский р-н Витебская обл.
Обстоятельства: Во время полевых работ после буксировки, застрявшего на поле автомобиля МАЗ комбайном, машины остановились в охранной зоне ВЛ-10 кВ, силосопровод комбайна оказался около провода ВЛ. При попытке снять буксировочный трос водитель МАЗа попал под напряжение. С ожогами был госпитализирован.  
 
В соответствии с «Правилами охраны электрических сетей свыше 1000 Вольт» полевые сельскохозяйственные работы в охранных зонах воздушных линий электропередачи производятся землепользователями с предварительным уведомлением предприятий (организаций), в ведении которых находятся эти линии.
ПРИ РАБОТЕ ТЕХНИКИ В ОХРАННЫХ ЗОНАХ ЭЛЕКТРИЧСЕКИХ СЕТЕЙ  ЗАПРЕЩАЕТСЯ:
 работать стогометателем под проводами ВЛ, выполнять погрузочно-разгру-зочные работы;
 транспортировка стогов сена, соломы и других подобных грузов под проводами ВЛ;
 работать в пролетах линий, имеющих оборванные провода, а также прибли- жаться к этим опорам в месте обрыва проводов на расстояние менее 20 м.;
 находиться обслуживающему персоналу на машине вне кабины или защитного козырька; 
 выполнять ремонтно-профилактические работы на машине;
 остановка машин, комбайнов и механизмов в охранной зоне ВЛ;
 работать на высокогабаритных (4,5 метра и выше) машинах под проводами ВЛ на участках, имеющих резко неровный рельеф;
 работать при приближении или во время грозы.
 ПРИ ПАДЕНИИ ПРОВОДА НА МАШИНУ ВОДИТЕЛЬ ДОЛЖЕН:
 немедленно остановить машину. Если при этом можно освободить машину от оборванного провода передвижением машины, то необходимо это сделать как можно быстрее и сообщить о случившемся в электрические сети;
 если такой возможности нет, то наблюдающий должен сообщить о случившемся в электрические сети и до прибытия аварийной бригады ни водитель, ни наблюдающий не должны предпринимать никаких самостоятельных действий;
 приближаться к такой машине на расстояние менее (ближе) 20 м запрещается;
 при работе машины без наблюдающего, водитель должен сигналом тревоги привлечь внимание водителя ближайшей машины, который должен сообщить о случившемся в электрические сети;
 если в результате падения провода или возникновения электрического разряда машина загорится, то обслуживающий персонал должен немедленно ее покинуть, но так, чтобы не было одновременного соприкосновения человека с машиной и землей. Лучше всего спрыгнуть на землю на обе согнутые ноги, не держась за машину. Удаляться от нее нужно прыжками на одной или двух согнутых ногах, на расстояние не менее 20 м.
О случившемся немедленно сообщить в электросети и до прибытия специальной бригады электросетей не предпринимать никаких действий по пожаротушению машины и приближаться к ней ближе 20 м. 
Будьте внимательны! Обо всех случаях аварий на воздушных линиях электропередач немедленно сообщите об этом диспетчеру предприятия электрических сетей.
Телефоны диспетчеров по Слуцкому району:
– Слуцкий городской РЭС – 5-22-98, 144,
– Слуцкий сельский РЭС  – 5-36-81, 144.

Слуцкое МРО Госэнергогазнадзора.

Похожие записи