Коррупция является одной из актуальных глобальных проблем человечества. Основная угроза коррупции состоит в подрыве принципов государственного управления, равенства всех перед законом и социальной справедливости. Поэтому проблема борьбы с коррупцией требует особого и постоянного внимания со стороны государства и является приоритетом проводимой государственной политики.

Прокуратурой Слуцкого района вопрос борьбы с коррупцией держится на особом контроле, систематически, на плановой основе проводятся проверки соблюдения антикоррупционного законодательства в органах власти, учреждениях и на предприятиях района. В истекшем периоде 2024 года по выявленным нарушениям внесено 2 представления, 5 предписаний, по результатам рассмотрения которых 12 лиц привлечено к дисциплинарной ответственности, 8 – к административной. 

В ходе надзорных проверок прокурорами нередко выявляются нарушения порядка декларирования государственными должностными и приравненными к ним лицами доходов и имущества, несоблюдения законодательства о закупках товаров (работ, услуг), в том числе за счет бюджетных средств, а также пренебрежения антикоррупционными ограничениями.

По результатам проверки, проведенной в текущем году в составе созданной прокурором межведомственной рабочей группы, возбуждено уголовное дело коррупционной направленности, предусмотренное ч.2 ст.426 Уголовного кодекса Республики Беларусь (превышение власти или служебных полномочий), в отношении руководителя одного из сельскохозяйственных организаций района, который подозревается в даче подчиненному ему должностному лицу незаконных указаний вносить заведомо ложные сведения и записи в отчеты о движении скота и птицы в целях сокрытия фактов падежа молодняка крупного рогатого скота на животноводческих объектах.

Необходимо добавить, что на выявление правонарушений коррупционной направленности может в значительной степени повлиять активная гражданская позиция населения. Любая информация может помочь изобличению преступников и пресечению их противоправной деятельности. К тому же, согласно действующему Закону Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией», лица, сообщившие о фактах правонарушений, связанных с коррупцией, или иным образом способствующие выявлению коррупции, находится под защитой государства, информация о них является закрытой и не подлежит распространению.

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12.09.2019 № 619 определен порядок выплат вознаграждения и других выплат физическому лицу, способствующему выявлению коррупции.

Указанным нормативным правовым актом закреплено, что подобного рода выплаты производится гражданам в случаях предоставления правоохранительным органам:

– информации, предметов и документов, способствовавших выявлению коррупционного преступления;

– сведений о местонахождении разыскиваемого лица, совершившего коррупционное преступление;

– информации о местонахождении денежных средств и иного имущества, полученных в результате совершения коррупционного преступления, а также иной информации, способствующей предотвращению или возмещению вреда, причиненного коррупционным преступлением.

Решение о выплате физическому лицу вознаграждения и производстве других выплат принимается руководителем органа прокуратуры по ходатайству органа уголовного преследования при передаче уголовного дела для направления в суд, а также по материалам проверки, по которым отказано в возбуждении уголовного дела, или уголовному делу, производство по которому прекращено по нереабилитирующим основаниям.

Гражданин вправе рассчитывать на выплату вознаграждения при содействии выявлению, пресечению, раскрытию или расследованию коррупционного преступления, относящегося к категории менее тяжких преступлений, в размере до 30 базовых величин, а относящегося к категориям тяжких или особо тяжких преступлений, – до 50 базовых величин. Выплаты компенсирующего характера до 10 базовых величин производятся на основании документов, подтверждающих произведенные физическим лицом расходы.

Решение о выплате вознаграждения и других выплат принимается не позднее шести месяцев с даты вступления приговора суда в законную силу, либо принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела или прекращении производства по уголовному делу по нереабилитирующим основаниям.

Юлия Король, старший помощник прокурора Слуцкого района.

Похожие записи