Термин «бустер» происходит от английского слова booster, от boost – поднимать, повышать, усиливать. Когда речь идет о вакцинации, это определение следует понимать как введение очередной дозы прививочного препарата, которая окажет стимулирующее действие на иммунную систему, вследствие чего увеличится протективность (напряженность и длительность) поствакцинального иммунитета. Иными словами, мы еще надежнее будем защищены от инфекции.
Вакцинация от COVID-19, в настоящий момент, это вакцинация по эпидпоказаниям. Поэтому вакцинироваться стоит, ориентируясь не на динамику заболеваемости, а на время, прошедшее с предыдущей вакцинации или болезни. Вакцинация значимо снижает вероятность тяжелого течения.
Первичная вакцинация может быть однократной (как, например, при кори, краснухе, эпидемическом паротите, туберкулезе, туляремии, желтой лихорадке) либо двух-трехкратной (при коклюше, дифтерии, столбняке, полиомиелите, гемофильной и пневмококковой инфекции, нередко при гриппе). Задача вакцинации состоит в формировании базового защитного иммунитета, эффективность которого от 80 до 95% при различных инфекциях. Однако имеется немало научных доказательств того, что с течением времени вакцинальный иммунитет ослабевает и нуждается в «подстегивании» (бустеризации), вот тогда и проводятся ревакцинации (т.е. вводятся бустерные дозы вакцины). Интервал времени между первичной вакцинацией и введением бустерной дозы вакцины может быть различным и при разных инфекциях варьирует от нескольких месяцев до нескольких лет.
При проведении бустерной вакцинации в организме развивается вторичный иммунный ответ, который имеет ряд существенных отличий от первичного: требует меньших доз антигена, развивается быстрее, т.е. отмечается большая скорость выработки и высокие титры антител. Иными словами, можно сказать, что вторичный тип иммунного ответа проходит под девизом: выше, быстрее, сильнее! И обеспечивает более эффективную иммунной защиту организма, чем первичный.
Существует и такое понятие, как повторная (сезонная) вакцинация. В чем ее отличие от бустерной вакцинации?
Отличие заключается в том, что после проведения первичной вакцинации и введения бустерной дозы через определенное время требуется введение повторной (повторных) дозы вакцины, но с обновленным антигенным составом. Примером таких повторных вакцинаций может служить прививка против гриппа. Ежегодные предсезонные прививочные компании (перед началом очередного сезонного подъема заболеваемости) проводятся не столько по причине кратковременности поствакцинального иммунитета. Необходимость ежегодных прививок диктуется постоянной антигенной изменчивостью вирусов гриппа и приходом в циркуляцию новых типов вируса (это происходит практически ежегодно).
Через какое время после первичной вакцинации от ковида нужно делать бустерную и повторную (сезонную) вакцинацию?
Имеющиеся на сегодня данные научных исследований свидетельствуют о том, что продолжительность иммунитета, сформированного в ходе первичной вакцинации против COVID-19, независимо от типа введенной вакцины не является продолжительным. По прошествии определенного времени, как правило, свыше 6 месяцев, напряженность иммунитета начинает снижаться. Именно в указанном временном интервале и нужно стимулировать вакцинальный иммунитет, то есть ввести бустерную дозу вакцины (через 6 месяцев).
Так, тактика проведения бустерной вакцинации против COVID-19 изложена в официальных рекомендация Министерства здравоохранения нашей республики. Для поддержания устойчивого иммунного ответа целесообразно провести бустерную вакцинацию против COVID-19 с использованием вакцины «Спутник Лайт» через шесть месяцев после основного (первичного) курса, во время которого был использован любой иммунобиологический лекарственный препарат или после перенесенного заболевания.
Группы населения, которым в первую очередь необходима бустерная вакцинация, – это лица в возрасте 18-25 лет (студенты, курсанты и учащиеся очной формы обучения учреждений профессионально-технического, среднего специального и высшего образования, лица, переболевшие инфекцией COVID-19 и другие); лица в возрасте 18 лет и старше, в том числе с ослабленным иммунитетом, лица старше 60 лет, а также лица с хроническими заболеваниями, принимающие иммуносупрессивную терапию, находящимся на гемодиализе, медицинским работникам, работникам стационарных учреждений социального обслуживаниям, лицам, переболевшим инфекцией COVID-19.
Необходимо подчеркнуть, что бустерная и повторная вакцинация «узких» групп населения будет способствовать защите наиболее уязвимых контингентов от COVID-19, то есть сработает на организменном уровне. Тогда как на данном этапе эпидемии необычайно важным является сформировать и удержать коллективный или популяционный иммунитет, который будет сдерживать распространение вируса среди населения, обусловит снижение заболеваемости, не позволит вирусу эволюционировать и в конечном итоге позволит перевести COVID-19 в разряд вакциноуправляемых инфекций.
Крайне целесообразным является массовый подход к бустерной и повторным (сезонным) вакцинациям с максимальным охватом населения. Особенно это актуально в условиях циркуляции новых штаммов COVID-19. Пример Израиля и других стран – пионеров вакцинации показал, что даже при высоких показателях охвата вакцинацией (60% и более) по прошествии шести месяцев начинается снижение напряженности поствакцинального иммунитета, что и вызвало определенный подъем заболеваемости среди вакцинированных, но после проведенной бустерной вакцинации заболеваемость снова существенно снижается.
Население интересует вопрос о необходимости исследования уровня антител после проведенной вакцинации.
На сегодня нет единого мнения о защитном уровне вируснейтрализующих антител. И более того, нет унифицированного подхода к срокам и кратности обследования на антитела как переболевших, так и вакцинированных. Чувствительность тест-систем для количественного определения уровня вируснейтрализующих антител отличается у различных производителей, единицы измерения концентрации антител также разнятся и нередко неверно интерпретируются даже специалистами. Кроме того, исследование вакцинированных на предмет количества антител крайне нецелесообразен с экономических позиций и ни в одной стране мира не является обязательным. Поэтому при определении сроков вакцинации и ревакцинации следует придерживаться установленных интервалов и помнить, что наличие либо отсутствие антител к COVID-19 не является критерием для введения вакцины. Исследованиями установлено, что даже при наличии вируснейтрализующих антител к S-белку вируса в крови бустерная доза вакцины не препятствует формированию иммунитета, а, напротив, еще в большей мере повышает эффективность иммунной защиты организма.
Слуцкий центр гигиены и эпидемиологии.