Говорим о геополитике – делаем акцент на безопасности. Слишком уж неспокойная нынче ситуация в мире. Один за другим возникают конфликты: Украина, Ближний Восток… Во взрывоопасном положении находятся Закавказье, Тайвань. Коллективный Запад пытается ослабить Россию, строит козни Китаю и делает это через их соседей. Неспроста лейтмотивом встречи глав государств – членов ОДКБ стала сказанная ­­Президентом Беларуси Александром ­­Лукашенко фраза «Надо быть сильнее и сплоченнее». Разбираемся вместе с экспертами, почему по-другому в нынешних реалиях никак.

Гарант безопасности
Итак, НАТО воспринимает ОДКБ как своего противника и наращивает военную мощь на наших границах. Американцы воюют с Россией на территории Украины. На странах Центральной Азии не могут не сказываться события на Ближнем Востоке. Впрочем, декан факультета журналистики БГУ политолог Алексей Беляев обращает внимание не только на внешние угрозы, но и на внутренние противоречия. Речь в первую очередь идет об Армении. Напомним, что на саммит в Минск отказался приехать премьер-министр этой страны Никол Пашинян. 
– Да и в целом имеется некий крен (разворотом пока это назвать еще нельзя), при котором Армения под воздействием Запада пытается пересмотреть свое участие в союзах. Конечно, наш ­­Президент дипломатично сказал, что это его право, но мы должны понимать, что в союзах есть союзные обязательства. И когда бури кризисов, войн бушуют не только вокруг нас, но и непосредственно нас касаются, союзы должны сплачиваться и любое движение в этом плане нужно делать осторожно, – отмечает эксперт. – Потенциал у ОДКБ достаточно серьезный. Не случайно Кыргызстан и Таджикистан, которые имели пограничные конфликты (будучи в одном союзе – в Организации Договора о коллективной безопасности), сумели решить свои вопросы, пусть они и касались территорий. 
  • Ведь они понимают, что ОДКБ – это гарант безо­пасности. Отсидеться не получится. Опасность представляют и неурегулированные отношения с Афганистаном, террористические группировки исламистов, которые разбросаны вне зависимости от своей государственной принадлежности. Это движение может в любой момент вырасти в мощную силу. С ней борются на территории Сирии, на территории Ирака…
Волнует всех и вопрос безопасности на азиатском направлении. Например, пойдут ли США на обострение отношений с Китаем по поводу Тайваня? Если там вспыхнет этот конфликт, мало не покажется никому. Поэтому в таких условиях ОДКБ должна иметь выработанную стратегию и тактику действий в условиях возникновения любого из этих конфликтов одномоментно и всех сразу.
Мгновенная реакция на кризисы
Впрочем, государства нынче и сами понимают, что безопасность сейчас является коллективной, что ни одна страна по отдельности уберечь себя от имеющихся в мире угроз и вызовов не сумеет. Генеральный директор Национальной библиотеки Вадим Гигин предлагает представить: а что было бы, если бы Организация Дого­вора о коллектив­ной безопасности прекратила существование?
  • – Что важно: государства понимают и подт­вердили, что ОДКБ – наиболее эффективный, чуть ли не единый инструмент сохранения независимости, суверенитета и территориальной целостности, – анализирует он. – Берем Казахстан, Таджикистан, Кыргызстан, даже Армению – и удаляем ОДКБ. 
Кто даст гарантии? На основании каких соглашений будет охраняться та же таджикско-афганская граница? Кто будет обеспечивать безопасность в воздухе, военно-техническое сотрудничество? Критика, которая в наше время звучит в адрес ОДКБ, была и в 2021 году. А когда в январе 2022‑го возник кризис в Казахстане, реакция ОДКБ последовала мгновенная. За ночь утвердили соглашения, все направили свои войска. Кризис был разрешен, все ахнули тогда. Сейчас это забылось за событиями специальной военной операции. В этом плане потенциал ОДКБ недооценивать нельзя.
Здравая оценка 
международной обстановки
Нынешний саммит, по сути, подвел итоги председательства в ОДКБ Беларуси. «На внутреннем контуре мы стремились повысить сплоченность государств – членов ОДКБ в целях укрепления самой организации, а также обеспечения безопасности и стабильности в зоне ответственности. На внешнем контуре нашей целью было усиление роли и значимости организации в системе международных отношений, – подчеркнул на саммите Александр ­­Лукашенко. – Сегодня можно констатировать, что цели, намеченные белорусской стороной в ноябре прошлого года, в целом достигнуты». Продолжая тему, Вадим Гигин обращает внимание еще на одну зас­лугу. Речь о том, что организация, несмотря на шантаж Запада, сумела сохранить свой статус-кво.
– В том, что нашим партнерам не дали сделать резкие шаги (в том числе Армении, невзирая на все ее демарши), – большая заслуга Беларуси. Мы приняли председательство во время острей­шего кризиса на Южном Кавказе. В этих условиях Беларусь берет на себя лидерство в ОДКБ, провозглашает Год мира и созидания… Это была колоссальная политическая ответственность, которую взял на себя ­­Лукашенко. Все признают, что Беларусь полностью справилась.
Поднимите выступления Александра ­­Лукашенко в ООН, поднимите ту программу международной жизни и внешнеполитического сотрудничества, с которой он выступал в 1990‑х, 2000‑х годах. Наш ­­Президент уже тогда говорил об этих вещах, об этих угрозах, о путях выхода из такой ситуации. Люди это помнят, знают и ценят. Так же и сегодня. Реалистичный анализ, понимание того, что происходит, и перспектив, а также интуиция и колоссальный опыт определяют авторитет нашего ­­Президента. Беларусь дает здравую смелую оценку международной обстановке, а затем об этом говорят другие эксперты.
Связаны одним небом
Перейдем к конкретным шагам, которые напрямую влияют на безопасность в регионе. Министра обороны России Сергея Шойгу в кулуарах саммита спросили о единой системе ПВО государств – участниц организации. Тот рассказал: де-факто она практически создана, де-юре же представляет собой двусторонние соглашения России с каждым конкретным государством. Аналитик Белорусского института стратегических исследований Алексей Авдонин объясняет, как подобное «единое небо» поможет противостоять агрессии НАТО.
– Учитывая опыт вооруженных конф­ликтов за последние 30 лет, мы видим, что НАТО, коллективный Запад, начиная ту или иную военную операцию, активно применяют авиационные и ракетные удары, – отмечает эксперт. 
– Исходя из этого, наличие единой и сильной системы ПВО-ПРО позволяет государствам ОДКБ обеспечить невозможность реализации странами НАТО любого их плана по началу воздушной операции против той или иной страны. А невозможность такой воздушной операции означает только одно: НАТО ни при каких обстоятельствах не решится на вооруженный конфликт. 
Повторюсь: без авиационных и ракетных ударов начинать любую сухопутную операцию они не будут. Поэтому, чтобы охладить головы стран НАТО, нам сейчас важно продемонстрировать нашим оппонентам (в первую очередь нашим конкурентам), что у нас есть все силы и средства для того, чтобы защитить наше небо от любых посягательств. И это, безусловно, будет являться самым сильным сдерживающим фактором для Североатлантического альянса и любых других политических элит коллектив­ного Запада.
Что касается нашей системы безопасности в целом, она, в отличие от американской (а США готовы кинуть своих союзников, если им что-то становится невыгодным), не построена на каких-то коммерческих принципах или принципах исключительного интереса, а ориентируется на то, чтобы каждый гражданин стран ОДКБ чувствовал себя в безопасности, мог думать о семье, детях, развитии, работе, становлении.
«СБ. Беларусь сегодня».

Похожие записи