Защита прав детей – одно из приоритетных направлений государственной политики Республики Беларусь.
В статье 32 Конституции Республики Беларусь указано, что семья, материнство, отцовство и детство находятся под защитой государства. Родители или лица, их заменяющие, имеют право и обязаны воспитывать детей, заботиться об их здоровье, развитии и обучении, готовить к общественно полезному труду, прививать культуру и уважение к законам, историческим и национальным традициям Беларуси.
Обязанность родителей по содержанию детей также закреплена в кодексе Республики Беларусь о браке и семье (далее – КоБС). 
Если родитель отказывается от добровольной уплаты алиментов, взыскать их можно принудительно через суд (ч.2 ст.91 КоБС).                      При этом не имеет значения, состоят ли родители в браке или нет, живут вместе или раздельно.
Обратиться за взысканием алиментов  можно в суд по месту своего жительства или по месту жительства лица, который должен их уплачивать. Алименты на несовершеннолетних детей могут быть взысканы в порядке приказного или искового производства.
При обращении в суд истцы (взыскатели, заявители) за рассмотрение исковых заявлений, заявлений о возбуждении приказного производства о взыскании алиментов освобождены от государственной пошлины.
По результатам рассмотрения искового заявления (заявления о возбуждении приказного производства) судья выносит решение, в котором определяет размер алиментов, а также выдает исполнительный лист (определение о судебном приказе).
Если иное не определено Брачным договором, Соглашением о детях или Соглашением об уплате алиментов, алименты взыскиваются в следующих размерах: на одного ребенка – 25 процентов, на двух детей – 33 процента, на трех и более детей – 50 процентов заработка и (или) иного дохода родителей в месяц. При этом для трудоспособных родителей минимальный размер алиментов в месяц должен составлять не менее 50 процентов на одного ребенка, 75 процентов – на двух детей, 100 процентов – на трех и более детей бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения.
Исполнительный лист и определение о судебном приказе являются исполнительными документами. 
Имея на руках исполнительный документ, взыскатель вправе предъявить его в орган принудительного исполнения судебному исполнителю с заявлением о возбуждении исполнительного производства.
При отсутствии оснований для отказа (оснований для возврата исполнительного документа) судебный исполнитель возбуждает исполнительное производство и приступает к его исполнению не позднее дня, следующего за днем возбуждения исполнительного производства.
Судебный исполнитель сразу должен принять меры для установления места работы (места получения должником заработной платы и приравненных к ней доходов). 
При отсутствии у должника места работы судебный исполнитель получает у него сведения об имуществе и источниках получения доходов.
В случае неисполнения должником требований исполнительного документа судебный исполнитель принимает меры по обеспечению исполнения исполнительного документа как по собственной инициативе, так и по ходатайству взыскателя.
В частности, судебный исполнитель может осуществить:
– арест наличных денежных средств;
– арест денежных средств, находящихся на счетах в банке;
– опись и изъятие имущества;
– временно ограничить права должника на управление механическими транспортными средствами, моторными маломерными судами, права на охоту и иные (ст.60 Закона Республики Беларусь «Об исполнительном производстве»).
В случае невыполнения должником своей обязанности по содержанию детей без уважительных причин более трех месяцев в течение года судебный исполнитель подготавливает и направляет в органы внутренних дел представление о наличии в действиях должника признаков состава преступления, предусмотренного ст.174 Уголовного кодекса Республики Беларусь (Уклонение родителей от содержания детей). 
Данное заявление в органы внутренних дел также может быть подано и взыскателем.
Необходимо обратить внимание  на то, что нахождение супруга на территории России не является препятствием ко взысканию алиментов.
 
Между Республикой Беларусь и Российской Федерацией 03.03.2015 заключено Соглашение о порядке взаимного исполнения судебных постановлений по делам о взыскании алиментов (далее – Московское соглашение), ратифицированное Законом Республики Беларусь от 23.12.2015 № 328-З «О ратификации Соглашения между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о порядке взаимного исполнения судебных постановлений по делам о взыскании алиментов». 
В данном случае взыскателю следует обратиться в управление принудительного исполнения главного управления юстиции областного (Минского городского) исполнительного комитета (далее – уполномоченный орган).
Уполномоченный орган определит компетентное лицо, которое будет взыскивать алименты с супруга в России, и передаст ему документы. Компетентное лицо – судебный пристав-исполнитель по месту жительства (пребывания) супруга в России.
Для обращения в уполномоченный орган необходимо подготовить следующие документы (п.1 ст.3 Московского соглашения):
1) исполнительный документ;
2) заявление о возбуждении исполнительного производства;
3) заявление о направлении исполнительного документа.
Заявление о возбуждении исполнительного производства должно быть адресовано компетентному лицу (судебному приставу), а заявление о направлении исполнительного документа – уполномоченному органу (управление принудительного исполнения главного управления юстиции областного, Минского городского исполнительного комитета).
Оба заявления следует составить в письменной форме. В них указываются:
– фамилия, имя, отчество взыскателя, гражданство, реквизиты паспорта (иного документа, удостоверяющего личность);
– сведения о месте жительства (месте пребывания, месте нахождения) и месте жительства взыскателя и должника;
– реквизиты банковского счета взыскателя, на который следует перечислять деньги, либо адрес, по которому следует переводить деньги.
4) при необходимости дополнительные документы, если в исполнительном документе нет информации о том, подлежит ли он исполнению, был ли уведомлен супруг о рассмотрении дела, взыскивались ли алименты по исполнительному документу ранее в Беларуси:
– документ о том, что судебное постановление вступило в законную силу и подлежит исполнению, либо документ о том, что судебное постановление подлежит исполнению до вступления его в законную силу;
– документ, выданный судебным исполнителем, о том, что исполнительный документ не направлялся (не предъявлялся) судебному исполнителю Стороны вынесения судебного постановления. В случае если исполнительный документ направлялся  судебному исполнителю  Стороны вынесения судебного постановления – документ о размере задолженности по алиментам;
– заверенные судом копии документов, из которых следует, что ответчик (должник) был своевременно и должным образом извещен о времени и месте рассмотрения дела. В случае вынесения судебного приказа – заверенные судом копии документов о надлежащем извещении ответчика (должника) о вынесении судебного приказа.
Собранные документы необходимо передать в уполномоченный орган, который их направит компетентному лицу в Российскую Федерацию, после чего начнется процедура взыскания алиментов на территории России. 
Вопросы, касающиеся взыскания алиментов и защиты прав несовершеннолетних, вызывают повышенный интерес со стороны общества и находятся под пристальным вниманием органов прокуратуры Республики Беларусь.
Прокуратурой Минской области в третьем квартале 2024 года проведена проверка соблюдения территориальными органами принудительного исполнения Минской области законодательства при исполнении исполнительных документов о взыскании алиментов.
В ходе проверки установлено, что органами принудительного исполнения Минской области допускаются нарушения Закона Республики Беларусь «Об исполнительном производстве», а также Инструкции по исполнительному производству, утвержденной постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 07.04.2017 № 67: органы принудительного исполнения не во всех случаях надлежащим образом устанавливали источники получения доходов должниками, несвоевременно обращали взыскание на заработную плату должников и не проверяли их имущественное положение, систематический контроль за правильностью и своевременностью удержаний из заработной платы и приравненных к ней доходов должным образом не осуществлялся. 
С учетом выявленных нарушений прокуратурой Минской области начальнику главного управления юстиции Минского облисполкома внесено представление, по результатам рассмотрения которого приняты меры по устранению выявленных нарушений, виновные лица привлечены к установленной законодательством ответственности. 
Практика прокурорского надзора показывает, что нередки случаи, когда родители к уплате алиментов относятся как к обременению. Но важно понимать, что денежные средства необходимы для оплаты нужд ребенка, его обучения и увлечений. Выполняя свои обязанности надлежащим образом, родители проявляют заботу и ответственность перед своим ребенком. Не стоит относиться к алиментным обязательствам как к неприятной задаче. 
Сергей Юрочкин,
старший помощник прокурора Минской области по надзору 
за соблюдением законодательства органами 
уголовно-исполнительной системы и принудительного исполнения,
юрист 1 класса.  

Похожие записи