Новости Слуцка и Слуцкого района
Главная / Безопасность / Прокуратура

Основные положения Закона Республики Беларусь от 18.07.2011 № 300-З «Об обращениях граждан и юридических лиц»

27.06.2018
Законом Республики Беларусь от 18.07.2011 № 300-З «Об обращениях граждан и юридических лиц» (далее – Закон) определены такие формы обращения, как устные, письменные и электронные.

Устное обращение – это обращение заявителя, изложенное в ходе личного приема. Требования к порядку организации и проведения личного приема в организациях определены статьей 6 Закона.

Письменная форма обращения в государственные органы, наиболее востребована среди граждан и юридических лиц.

Статьей 12 Закона установлены требования, предъявляемые к письменным обращениям граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
К письменным обращениям, подаваемым представителями заявителей, прилагаются документы, подтверждающие их полномочия.

Согласно п.3 ст. 17 Закона письменные обращения должны быть рассмотрены не позднее пятнадцати дней, а обращения, требующие дополнительного изучения и проверки, - не позднее одного месяца, если иной срок не установлен законодательными актами.

В случае, если для решения изложенных в обращениях вопросов необходимы совершение определенных действий (выполнение работ, оказание услуг), получение информации из иностранного государства в сроки, превышающие месячный срок, заявителям в срок не позднее одного месяца со дня, следующего за днем поступления обращений, направляется письменное уведомление о причинах превышения месячного срока и сроках совершения таких действий (выполнения работ, оказания услуг) или сроках рассмотрения обращений по существу.

Письменные обращения считаются рассмотренными по существу, если рассмотрены все изложенные в них вопросы, приняты надлежащие меры по защите, обеспечению реализации, восстановлению прав, свобод и (или) законных интересов заявителей и им направлены письменные ответы.

Обращения подаются в организации, индивидуальным предпринимателям, к компетенции которых относится решение вопросов, изложенных в обращениях.
Согласно п.3 ст. 10 Закона организации при поступлении к ним письменных обращений, содержащих вопросы, решение которых не относится к их компетенции, в течение пяти рабочих дней направляют обращения для рассмотрения организациям в соответствии с их компетенцией и уведомляют заявителей в тот же срок либо в тот же срок в порядке, установленном настоящим Законом, оставляют обращения без рассмотрения по существу и уведомляют об этом заявителей с разъяснением, в какую организацию и в каком порядке следует обратиться для решения вопросов, изложенных в обращениях.
Письменные обращения, в которых обжалуются судебные постановления, не позднее пяти рабочих дней возвращаются заявителям с разъяснением им порядка обжалования судебных постановлений.

Электронные обращения являются одной из форм работы с обращениями граждан и юридических лиц. Такие обращения поступают на адрес электронной почты организации либо размещаются в специальной рубрике на официальном сайте организации в глобальной компьютерной сети Интернет. 
Электронные обращения должны содержать те же сведения, что и письменные обращения, но вместо личной подписи необходимо указывать адрес электронной почты. При этом отзыв электронного обращения осуществляется путем подачи письменного заявления либо направления заявления в электронной форме тем же способом, которым было направлено электронное обращение.

С учетом того что нередко электронные обращения направляются  представителями заявителей,  Законом предусмотрено, что к электронным обращениям, подаваемым представителями заявителей, должны прилагаться электронные копии документов, подтверждающих их полномочия. В случае невыполнения этой обязанности электронное обращение может быть оставлено без рассмотрения по существу в соответствии со ст. 15 Закона.

Ответы (уведомления) на электронные обращения направляются на адрес электронной почты заявителей, указанный в электронных обращениях.

Письменные ответы (уведомления) на электронные обращения направляются  в случаях, если:

– заявитель в своем электронном обращении просит направить письменный ответ либо одновременно направить письменный ответ и ответ на адрес его электронной почты;

– в электронном обращении указан адрес электронной почты, по которому по техническим причинам не удалось доставить ответ (уведомление).

Сфера действия Закона не распространяется на обращения, подлежащие рассмотрению в соответствии с законодательством о конституционном судопроизводстве, гражданским, гражданским процессуальным, хозяйственным процессуальным, уголовно-процессуальным законодательством, законодательством, определяющим порядок административного процесса, законодательством об административных процедурах, обращений работника к нанимателю, а также иных обращений, в отношении которых законодательными актами установлен иной порядок их подачи и рассмотрения.

Инна ГУБИНА, 
старший помощник прокурора
Слуцкого района, юрист 1 класса.
К списку записей раздела
Имя *
Заполните поле!!!
Текст комментария *
Заполните поле!!!
Введите код с картинки *
Заполните поле!!!
* - поля, обязательные для заполнения