Оптимизация контрольной деятельности
07.12.2017
Указ Президента Республики Беларусь от 16 октября 2017 года №376 «О мерах по совершенствованию контрольной (надзорной) деятельности» (далее – Указ №376) внес ряд изменений и дополнений в Указ Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 года №510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь».
Указом №376 предусмотрено смещение акцента в контрольной (надзорной) деятельности на профилактическую работу, расширение применения вместо проверок мероприятий технического (технологического, поверочного) характера.
В соответствии с Указом №376 государственный контроль (надзор) будет осуществляться в формах: выборочных проверок, внеплановых проверок, мероприятий технического (технологического, поверочного) характера, а также мер профилактического и предупредительного характера. К последним, согласно Указу №376, относятся мониторинги, разъяснительная работа о порядке соблюдения требований законодательства, применения его положений на практике, информирование субъектов (включая использование интернета, средств массовой информации) о типичных нарушениях, выявляемых в ходе проверок контролирующими (надзорными) органами, семинары, круглые столы и так далее.
Выборочные проверки будут назначаться с учетом критериев оценки степени риска проверяемых субъектов и на основании результатов анализа имеющейся в распоряжении контролирующего (надзорного) органа информации, свидетельствующей о высокой степени риска нарушений законодательства и невозможности их выявления или устранения иными формами государственного контроля (надзора).
Внеплановые же проверки будут проводиться только при наличии достаточных на то оснований, например, при выявлении нарушений по результатам анализа чек-листа (исчерпывающий перечень вопросов, на которые субъекты хозяйствования должны давать полные ответы и предоставлять их контролерам для изучения).
При проведении проверок с 1 января 2018 года чек-листы обязаны будут использовать все государственные органы (организации), осуществляющие надзор в форме проверок, за исключением органов прокуратуры.
Подобные проверки можно будет проводить только по возбужденному уголовному делу, а не по находящемуся в производстве у правоохранительных органов материалу, как было ранее.
С принятием Указа №376 не допускается проводить выборочные и внеплановые проверки по вопросам, которые относятся к мероприятиям технического (технологического, поверочного) характера. В соответствии с требованием Указа данные мероприятия имеют предупредительно-профилактическую направленность. По результатам их проведения контролирующие (надзорные) органы в пределах своей компетенции в случае выявления нарушений выносят требование (предписание) об их устранении в установленный срок. А в случае выявления нарушений, создающих угрозу национальной безопасности, причинения вреда жизни и здоровью населения, окружающей среде вручают предложение о приостановлении (запрете) деятельности субъекта (его цехов, производственных участков), объекта строительства, оборудования до устранения нарушений, послуживших основанием вручения (направления) такого предложения, выносят соответствующее требование (предписание).
Если организация своевременно устранит нарушения, меры ответственности в отношении субъекта и его должностных лиц не применяются.
Кроме того, контролирующие (надзорные) органы больше не смогут приостанавливать деятельность предприятия. Они могут только рекомендовать, а окончательное решение остается за руководителем предприятия. Однако при этом последний будет нести ответственность за свои действия.
Также Указом №376 установлены меры наказания в отношении должностных лиц контролирующих (надзорных) органов – административная ответственность за совершение грубых нарушений при проведении проверок (штраф до 30 БВ), а также дисциплинарная ответственность. К грубым нарушениям Указом №376 отнесены: невнесение записи о проведении проверки в книгу учета проверок, превышение установленных сроков ее проведения, непредставление проверяемому субъекту акта (справки) проверки, отсутствие оснований назначения проверки.
Кроме того, Указ №376 сокращает перечень контролирующих (надзорных) органов и сфер их деятельности.
В целом реализация норм Указа №376 позволит исключить необоснованные проверки и повысит прозрачность деятельности контролирующих (надзорных) органов.
Инна ГУБИНА,
старший помощник прокурора Слуцкого района, юрист 2 класса.
К списку записей раздела