Новости Слуцка и Слуцкого района Новости Слуцка и Слуцкого района
Главная / Безопасность / Прокуратура

Об основах антикоррупционной деятельности в организациях

28.02.2021
Вопросы антикоррупционной деятельности по-прежнему в числе приоритетных в государстве. Разъяснения об  основах  антикоррупционной деятельности в организациях, ответственности за совершение коррупционных действий, другим вопросам этой направленности дал заместитель прокурора Слуцкого района, младший советник юстиции Алексей Иванович КУТАС.

– Каковы меры профилактики коррупционных проявлений в организациях?

– Основные меры борьбы с коррупцией определены Законом Республики Беларусь от 15.07.2015 года №305-З «О борьбе с коррупцией» (далее – Закон). Перечень антикоррупционных мероприятий для каждой организации индивидуальный, зависит от особенностей организационно-кадровой структуры, специфики государственно-властных полномочий, вида финансово-хозяйственной и иной деятельности.

В целях борьбы с коррупцией в каждой организации необходимо: обеспечить планирование и координацию антикоррупционной деятельности; распределить обязанности (выявление и устранение коррупционных рисков, принятие решений в сфере управления конфликтом интересов, антикоррупционное образование и воспитание и т.д.) и контролировать их выполнение.

Разработке антикоррупционного  плана должна предшествовать глубокая аналитическая работа с привлечением широкого круга специалистов. К числу коррупционно опасных сфер деятельности относятся: осуществление административных процедур; принятие решений в сфере управления госимуществом; выполнение функций контроля и надзора; проведение процедур закупок товаров, работ и услуг; сдача в аренду недвижимого и движимого имущества; контроль дебиторской задолженности; ведение претензионно-исковой работы и другие.

Антикоррупционные обязанности между работниками организации следует четко распределить и документально закрепить в должностных инструкциях и иных локальных нормативных правовых актах.

Важной мерой профилактики коррупции является соблюдение ограничений, установленных статьями 17 – 20 Закона для государственных должностных и приравненных к ним лиц. Указанные лица дают обязательство по соблюдению ограничений и ставятся в известность о правовых последствиях неисполнения такого обязательства.

– Расскажите о типичных коррупционных рисках.

– Коррупционные риски нередко возникают из-за отсутствия в организации локального нормативного правового регулирования коррупционно опасных видов деятельности. Косвенной причиной может стать недостаточность либо несовершенство такого регулирования.

Поэтому целесообразно ввести обязательную антикоррупционную оценку принятых в организации локальных нормативных правовых актов (ЛНПА) и их проектов. 

Типичный коррупционный риск – чрезмерная свобода личного усмотрения должностного лица организации при принятии юридически значимых решений. Так происходит, когда, к примеру, ЛНПА недостаточно полно регулирует определенные виды деятельности. В результате должностное лицо может восполнять пробелы по своему усмотрению.

Еще одна причина коррупционного риска – когда в ЛНПА используется противоречивая терминология или терминология, которая не имеет официального толкования. Это позволяет должностному лицу использовать противоречия в собственных интересах или толковать положения ЛНПА по своему усмотрению.

– Что такое конфликт интересов с правовой точки зрения?

– Специального локального нормативного правового регулирования требует система управления конфликтом интересов. 

Конфликт интересов представляет собой ситуацию, при которой личные интересы государственного должностного лица, его супруга (супруги), близких родственников или свойственников влияют или могут повлиять на исполнение служебных (трудовых) обязанностей.

Не всегда влияние личного интереса на исполнение служебных обязанностей образует конфликт интересов. В частности, ненадлежащее исполнение служебных обязанностей представляет собой дисциплинарный проступок. Он может совершаться по любым мотивам, в том числе не связанным с конфликтом интересов. Например, причиной прогула может стать употребление спиртных напитков, невыполнения задания руководителя – невнимательность или нежелание работать и другое.

При этом разумно определить примерный перечень ситуаций конфликта интересов, порядок его выявления, информирования о возникновении или возможности возникновения конфликта интересов. Целесообразно также регламентировать процедуру принятия решений о предотвращении конфликта интересов и его урегулирования.

Немаловажный вопрос – усиление антикоррупционной составляющей кадровой работы. Особого внимания требует подбор кадров на должности государственных должностных и приравненных к ним лиц. Данную процедуру необходимо организовать таким образом, чтобы воспрепятствовать необоснованному протекционизму (фаворитизму), трудоустройству лиц некомпетентных или не обладающих необходимыми деловыми и нравственными качествами.

Антикоррупционную образовательную и воспитательную работу организации должны проводить на постоянной основе. 

– Какова ответственность за совершение коррупционных правонарушений?

– В зависимости от последствий коррупционных правонарушений в Республике Беларусь установлена уголовная, административная, дисциплинарная и гражданско-правовая ответственность.

  • В перечень коррупционных преступлений входят следующие составы преступлений, предусмотренные Уголовным кодексом Республики Беларусь:
- хищение путем злоупотребления служебными полномочиями  (ст. 210);

- легализация («отмывание») средств, полученных преступным путем, совершенная должностным лицом с использованием своих служебных полномочий (ч.2 и ч.3 ст. 235);

- злоупотребление властью или служебными полномочиями из корыстной или иной личной заинтересованности (ч. 2 и ч. 3 ст. 424);

- бездействие должностного лица из корыстной или иной личной заинтересованности (ч. 2 и ч. 3 ст. 425);

- превышение власти или служебных полномочий, совершенное из корыстной или иной личной заинтересованности (ч. 2 и ч. 3 ст. 426);

- незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст. 429);

- получение взятки (ст. 430);

- дача взятки (ст. 431);

- посредничество во взяточничестве (ст. 432);

- злоупотребление властью, превышение власти либо бездействие власти, совершенные из корыстной или иной личной заинтересованности (ч. 1 ст. 455).

  • Уголовный кодекс устанавливает весьма суровые санкции за совершение коррупционных преступлений, которые достигают 15 лет лишения свободы со штрафом и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

В Кодексе Республики Беларусь об административных правонарушениях определены меры административной ответственности за отдельные виды коррупционных правонарушений. К ним, в том числе относятся:

- нарушение порядка использования средств бюджета, государственных внебюджетных фондов либо организации государственных закупок товаров (работ, услуг) (ст. 11.16);

- нарушение порядка проведения конкурсов и аукционов (ст. 23.83).

В Законе о борьбе с коррупцией предусмотрена дисциплинарная ответственность за коррупционные проявления. В качестве наиболее жесткой санкции статьей 43 Закона предусмотрено освобождение от занимаемой должности (увольнение). Руководители государственных органов и иных  организаций обязаны информировать государственные органы, осуществляющие борьбу с коррупцией, о фактах совершения подчиненными работниками коррупционных правонарушений в течение десяти дней, с момента, когда им стало о них известно.

Статьей 36 Закона о борьбе с коррупцией установлена гражданско-правовая ответственность за достоверность сведений, указываемых в ежегодных декларациях о доходах и имуществе государственными должностными лицами, занимающими ответственное положение, лицами, поступившими на государственную службу путем избрания. Их супруг (супруга), несовершеннолетние дети, в том числе усыновленные (удочеренные), совершеннолетние близкие родственники, совместно с ними проживающие и ведущие общее хозяйство, представляют декларации о доходах и имуществе, а налоговые органы осуществляют контроль за соответствием стоимости принадлежащего указанным лицам имущества.

В случаях установления явного превышения стоимости принадлежащего указанным лицам имущества и иных расходов (составляющего не менее 25%) за период, когда должностные лица занимали названные должности, над доходами, полученными из законных источников, имущество и иные расходы на сумму, явно превышающую подтвержденные доходы, безвозмездно изымаются  или взыскивается стоимость такого имущества в доход государства.

Подготовила Наталья СЕЛЕЗНЁВА.
К списку записей раздела
2021-03-05 12:38:00
Максим
Нужно ужесточать ответственность за коррупционные правонарушения, чтобы неповадно было другим. А то получают зарплату, воруют да еще и взятки берут или смотрят, чтобы дал чего.
Ответить
Имя *
Заполните поле!!!
Текст комментария *
Заполните поле!!!
Введите код с картинки *
Заполните поле!!!
* - поля, обязательные для заполнения