Новости Слуцка и Слуцкого района
Главная / Безопасность / Прокуратура

Какие требования предъявляются к надзорным жалобам?

27.02.2022
Исходя из требований ст. 24 Гражданского процессуального кодекса Республики Беларусь (далее - ГПК Республики Беларусь) вступившие в законную силу судебные постановления обязательны для всех граждан, в том числе должностных лиц, а также юридических лиц и подлежат исполнению на всей территории Республики Беларусь.

Обязательность судебных постановлений не лишает граждан права обжалования судебных постановлений в установленном процессуальным законодательством порядке, в том числе в порядке надзора. 

Так, юридически заинтересованные в исходе дела лица, а также лица, чьи права или охраняемые законом интересы нарушены вынесенным по делу судебным постановлением, вправе подать надзорную жалобу определенным должностным лицам, имеющим право приносить протесты в порядке надзора:

1) Председателю Верховного Суда Республики Беларусь, Генеральному прокурору - на судебные постановления любого суда Республики Беларусь, за исключением постановлений Пленума Верховного Суда Республики Беларусь;

2) заместителям Председателя Верховного Суда Республики Беларусь, заместителям Генерального прокурора - на судебные постановления любого суда Республики Беларусь, за исключением постановлений Президиума Верховного Суда Республики Беларусь и Пленума Верховного Суда Республики Беларусь;

3) председателям областных, Минского городского судов, прокурорам областей, города Минска - на решения и определения районных (городских) судов и определения судебных коллегий по гражданским делам областных, Минского городского судов по апелляционным (частным) жалобам и (или) апелляционным (частным) протестам.

В соответствии с требованиями ст.437 ГПК Республики Беларусь надзорная жалоба должна содержать:

1) наименование должности, фамилию, собственное имя, отчество должностного лица, которому адресуется надзорная жалоба;

2) фамилию, собственное имя, отчество (наименование) лица, подающего надзорную жалобу, его место жительства (место пребывания) или место нахождения и процессуальное положение в деле;

3) указание на содержание судебного постановления, а также перечень юридически заинтересованных в исходе дела лиц с указанием их места жительства (места пребывания) или места нахождения;

4) указание на суды, рассматривавшие дело в первой и апелляционной инстанциях, и содержание принятых ими решений;

5) указание на судебное постановление, которое обжалуется;

6) указание на то, в чем заключается существенное нарушение законодательства и в чем состоит просьба лица, подающего надзорную жалобу.

Если судебное постановление не обжаловалось в апелляционном порядке, в надзорной жалобе должны быть указаны причины, по которым оно не обжаловалось.

Если надзорная жалоба ранее подавалась в суд надзорной инстанции, в ней должно быть указано на это, а также на решение, принятое по жалобе.

Председателю Верховного Суда Республики Беларусь и его заместителям, Генеральному прокурору и его заместителям надзорная жалоба может быть подана в случае оставления ее без удовлетворения председателями областного, Минского городского судов, прокурорами области, города Минска.

Надзорная жалоба должна быть подписана лицом, подающим жалобу, или его представителем. К надзорной жалобе, подаваемой представителем, должны быть приложены доверенность или другой документ, удостоверяющий полномочия представителя на подачу надзорной жалобы.

К надзорной жалобе должны быть приложены заверенные судом копии судебных постановлений, вынесенных по делу, а также документ, подтверждающий уплату государственной пошлины, за исключением случая, когда государственная пошлина уплачена посредством использования системы ЕРИП и учетный номер операции (транзакции) в едином расчетном и информационном пространстве указан в надзорной жалобе либо сообщен иным способом при подаче жалобы.

В соответствии с требованиями п.п.1.1 и 1.4 ст.284 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее – НК Республики Беларусь) рассмотрение органами прокуратуры надзорных жалоб на судебные постановления является объектом обложения государственной пошлиной.

Приложениями 13 и 17 к этому Кодексу предусмотрено, что надзорная жалоба оплачивается госпошлиной в размере 80 процентов ставки, установленной за рассмотрение искового заявления.

Таким образом надзорные жалобы по наиболее распространённым требованиям, подлежат отплате государственной пошлиной в следующих размерах:  

- по требованиям материального характера (например, о взыскании суммы) - 4% цены иска; 

- по требованиям нематериального характера (например, о взыскании денежной компенсации морального вреда, о выселении) - в размере 2,4 базовых величин;

- по о спорам, связанным с заключением, изменением или расторжением договора, о признании договора незаключенным, о признании сделки недействительной, об установлении факта ничтожности сделок - в размере 4 базовых величин.
  • Следует помнить, что государственная пошлина исчисляется за каждое оспариваемое требование отдельно. 
Согласно подпункту 1.1 п. 1 ст.287 НК Республики Беларусь при обращении за совершением юридически значимых действий государственная пошлина уплачивается до подачи заявления, жалобы, ходатайства и (или) иных документов на совершение таких действий. При этом пунктом 6 названной статьи определено, что документы, подтверждающие уплату государственной пошлины, хранятся в органах, взимающих государственную пошлину, и при наличии заявлений, жалоб или других документов, по которым уплачена государственная пошлина, приобщаются к ним.

Таким образом, государственная пошлина за рассмотрение надзорной жалобы должна быть уплачена до ее подачи, а подтверждающий уплату документ подлежит представлению при обращении с такой жалобой в органы прокуратуры. 

А. БЕЛИЦКИЙ,
заместитель прокурора Минской области, старший советник юстиции.
К списку записей раздела
Имя *
Заполните поле!!!
Текст комментария *
Заполните поле!!!
Введите код с картинки *
Заполните поле!!!
* - поля, обязательные для заполнения