Для выполнения своей работы соцработнику нужно иметь большое сердце, терпение, отзывчивость и сострадание. В этой профессии необходимо совмещать многое: уметь оказать первую медицинскую помощь, быть психологом, обладать умением общаться с людьми, находить нужные слова поддержки.
Именно такая – позитивная, приветливая и отзывчивая социальный работник Слуцкого территориального центра социального обслуживания населения Татьяна Шиболович.
На Слутчине 1 858 пожилых граждан получают социальные услуги на дому, а оказывает им эту помощь более 200 социальных работников.
Татьяна Степановна работает в центре более 20 лет. В профессию пришла по совету подруги.
– До этого я работала в военторге официанткой, – рассказывает собеседница. Когда появился второй ребенок, поняла, что будет сложно отводить и забирать его из детского сада. Соседка, зная мою проблему, предложила пойти в центр социального обслуживания. Скажу откровенно, не совсем представляла, чем именно мне нужно будет заниматься.
Конечно, первое время очень помогали коллеги, направляли, подсказывали. Как оказалось, особых секретов в моей работе нет. Всегда улыбаться! Улыбаться глазами, душой и сердцем!
Перечень услуг отделения социального обслуживания на дому большой. Покупка лекарств и продуктов, их доставка, помощь в приготовлении пищи и уборке дома – вот лишь часть задач, которые решает Татьяна Степановна как социальный работник.
За отзывчивость, чуткость и милосердие Татьяну Шиболович любят и ценят ее подопечные.
– Когда ты уже годами ходишь к одним и тем же людям – ты их знаешь, а когда появляется новый человек, ты настраиваешь с ним диалог путем проб и ошибок, – делится собеседница.
На участке Татьяны Шиболович 9 человек. Но когда кто-то из коллег уходит в отпуск, это число может достигать 12. Социальный работник посещает своих подопечных не каждый день, к одним ходит три раза в неделю, к другим – два, в зависимости от потребности человека.
– Документально на каждого человека есть регламент по времени, – отмечает собеседница, – но в реальности все индивидуально: одному нужно только принести продукты питания и ты свободна, другому – выписать лекарства у участкового врача, третьему – оплатить коммунальные платежи и не через ЕРИП, а на почте, поскольку пожилые люди предпочитают посмотреть, сколько нагорело газа, света, какой на сегодняшний день тариф, сравнить с прошлым месяцем. Или приходишь к человеку, тебе говорят – сегодня будем мыть окна, значит понимаешь, что это займет немало времени.
– Каждый из моих бабушек и дедушек занимает особое место в сердце, – отмечает Татьяна Степановна. – Все они разные. Есть очень активные бабушки, которые владеют компьютером и интернетом, общаются с родными и друзьями в социальных сетях, ходят на все праздничные мероприятия в городе. Но для большинства – социальный работник один из немногих источников связи с внешним миром.
За день социальному работнику приходится прошагать не один километр, чтобы побывать у своих подопечных, выполнить их поручения.
– Первое время у меня не было своего участка, я была на замене отпусков, – рассказывает Татьяна Степановна. – Первая трудность, с которой столкнулась, – плохо знала адреса. Сегодня же у меня спросите, где какая улица или переулок – я отвечу не задумываясь.
Социальный работник признается, за годы работы все ее подопечные стали близкими и родными. Эти люди, в свою очередь, научили ее многому: благородству, честности, выносливости, умению решать трудные жизненные ситуации.
– Мои бабушки научили меня и многим лайфхакам: в кулинарии, например, в вопросах консервации, в быту, как вывести пятна с одежды. Одна женщина меня учила, как правильно мыть такие хрупкие грибы как сыроежки и опята. Это сегодня все можно найти в интернете, а раньше эти секреты передавалась через «сарафанное радио».
В свободное время Татьяна Шиболович любит провести за чтением исторического романа, может просидеть за интересной книгой до самого утра. Еще одна страсть – дача. Выращивает овощи, фрукты, ягоды. Нередко угощает продуктами со своего огорода и подопечных.
– Самое ценное для меня – искренне дарить добро и любовь окружающим, – отмечает Татьяна Степановна. – И получаю еще больше тепла и благодарности в ответ. Я с уверенностью могу сказать, что моя работа приносит мне положительные эмоции, радость и удовлетворение.
Ирина ШАБАШЕВА.