Конституция: гарант Белорусской модели общественного развития
08.12.2021
Глава Администрации Президента Республики Беларусь, руководитель рабочей группы по доработке проекта Конституции Республики Беларусь Игорь Сергеенко в интервью республиканским СМИ рассказал об основных изменениях, дополнениях в Конституцию, предложенных в ходе работы над проектом. – Президентом Республики Беларусь была четко обозначена задача для рабочей группы создать окончательную модель обновленного Основного Закона. Сделать это так, чтобы его положения гарантировали развитие суверенной Беларуси, благополучие наших людей, мир и гражданское согласие на белорусской земле. В состав группы вошли наиболее опытные эксперты, представители высших органов законодательной и исполнительной власти, Конституционного Суда, – рассказал Игорь Петрович. – Работа носила напряженный и принципиальный характер: было много дискуссий. Предложения и замечания высказывались не только членами рабочей группы. Поступали дополнительные инициативы от Совета Республики и Палаты представителей Национального собрания, Конституционного Суда, Правительства, профсоюзов. Также рабочая группа неоднократно встречалась с Главой государства. Именно Президентом, в частности, указано на необходимость перераспределения полномочий от Главы государства к другим органам власти, а также упрощения процедуры импичмента.
В итоге тщательно проработана каждая статья проекта, изменения затронули практически все разделы действующей Конституции. В общей сложности предполагается изменить преамбулу и 76 статей Конституции, исключить 2 статьи, дополнить текст 1 новой главой (о ВНС) и 11 новыми статьями.
О преамбуле
– По сути, Конституция – это манифест белорусского народа, утверждение его права на самобытное определение. Поэтому преамбуле, в которой в концентрированной форме обозначены основополагающие идеи и вектор развития страны, также уделяется серьезное внимание. Каждое слово, которое было добавлено, имеет очень важное значение для понимания ценностных ориентиров развития нашего государства. Преамбула дополнена положениями о сохранении национальной самобытности и суверенитета, культурных и духовных традиций. В обновленной преамбуле мы сообщаем и желаем своей стране мира, народу процветания, каждому благополучия. И готовы вместе реализовать эти цели, развивать их в основных положениях Конституции.
Всебелорусское народное собрание– Рабочей группой сформулированы нормы, определяющие статус, порядок формирования и полномочия Всебелорусского народного собрания. ВНС станет высшим представительным органом народовластия, будет выполнять стабилизирующую и консолидирующую функцию в обществе. Особый статус ВНС обеспечивается участием в его деятельности представителей всех ветвей власти, органов местного самоуправления, а также гражданского общества. Собрание наделяется существенными полномочиями, в том числе принимать основные стратегические и программные документы страны, инициировать внесение изменений в Конституцию и принятие других законов, вынесение вопросов на республиканский референдум, принятие решения об импичменте Президенту. К числу полномочий ВНС также отнесены вопросы формирования важнейших конституционных органов – Конституционного и Верховного Судов, Центральной избирательной комиссии. Это пример передачи Собранию части президентских полномочий.
Еще один принципиальный момент – юридическая сила решений ВНС. Поскольку такие решения будут приниматься по важнейшим вопросам, то они должны носить обязательный характер. В этой связи закрепляется право Собрания на отмену правовых актов государственных органов и должностных лиц, не соответствующих интересам национальной безопасности.
Предусмотрено выступление Президента с ежегодным Посланием на заседании ВНС.
Об изменении полномочий других органов и должностных лиц– Главное поручение Президента – чтобы перераспределение полномочий не стало самоцелью. В этой связи подготовленные изменения Конституции обеспечивают баланс полномочий. Сохраняя Беларусь президентской республикой, политическая система в Конституции выстраивается так, чтобы каждая ветвь власти была сбалансирована и имела рычаги воздействия на другую, если та становится на путь нарушения Конституции и законодательства. Если говорить о должности Президента, также предполагаются изменения, в том числе ужесточение требований к кандидатам на высшую государственную должность, введение ограничений по срокам для Главы государства (не более двух), упрощение процедуры импичмента.
О деятельности Правительства и Парламента– Сегодня стоит вопрос об усилении позиций Правительства. Это нашло отражение, в частности, в том, что Премьер-министр будет самостоятельно вносить состав правительства на утверждение Президента и, как следствие, нести ответственность за его работу.
Определенные изменения ожидаются и в парламентской работе.
Назначение на должности всех «ключевых» руководителей, в том числе Премьер-министра, Председателя Комитета государственного контроля, Президентом будет осуществляться по предварительному согласованию с Парламентом.
Конституционная реформа и права граждан –При работе над конституционными положениями, касающимися прав и свобод граждан, мы исходили из необходимости расставить акценты, обозначить ключевые задачи государства, стимулировать участие граждан в решении общих вопросов. То есть показать формы и модели взаимодействия граждан, общества, государства.
В избирательном процессе изменяются отдельные подходы. Конституционно закрепляется статус Центральной избирательной комиссии (уточняется ее наименование). Снимаются отдельные ограничения избирательных прав граждан. Урегулированы особенности, связанные с проведением выборов в единый день голосования в случае роспуска палат Парламента и местных Советов депутатов. Также сохраняется участие трудовых коллективов в избирательном процессе, поскольку трудовой коллектив, как объединение граждан, является одним из ключевых элементов политической системы.
Будут расширены полномочия конституционного Суда в избирательном процессе.
Какие посылы в новой Конституции адресованы зарубежным партнерам нашего государства– Современные международные процессы актуализировали тему выстраивания добрых отношений со всеми странами. Предлагаемые поправки Конституции особо подчеркивают, что Беларусь исключает военную агрессию со своей территории в отношении других государств. Это закрепляет наш статус государства, придерживающегося исключительно миролюбивой внешней политики.
Строительство в Беларуси АЭС для обеспечения национальной экономической и энергетической безопасности сегодня многими оппонентами критикуется, особенно нашими ближайшими соседями. Однако за политизацией отнюдь неполитических факторов стоит задача подорвать доверие к действующей власти, сыграв на особо болезненной теме для нашего человека. Поэтому на конституционном уровне мы заявляем о развитии атомной энергетики исключительно в мирных целях, обеспечении безопасности при производстве и использовании атомной энергии.
Основы Белорусской модели общестенного развитияВ целом, все предложенные рабочей группой конституционные преобразования отвечают внутренним политическим, социальным и экономическим процессам, отражают потребности общества, соответствуют требованиям времени.
Благодаря Конституции в правовом поле закрепляются столпы Белорусской модели общественного развития: сильное государство, социально-ориентированная рыночная экономика, традиционные христианские ценности. Работа над Конституцией будет продолжена с учетом результатов всенародного обсуждения подготовленных изменений.
Подготовила Наталья Селезнёва.
К списку записей раздела