Новости Слуцка и Слуцкого района
Главная / Общество / Новости Слуцка

Конституция: гарант Белорусской модели общественного развития

08.12.2021
 Глава Администрации Президента Республики Беларусь, руководитель рабочей группы по доработке проекта Конституции Республики Беларусь Игорь Сергеенко в интервью республиканским СМИ рассказал об основных изменениях, дополнениях в Конституцию, предложенных в ходе работы над проектом.

– Президентом Республики Беларусь была четко обозначена задача для рабочей группы создать окончательную модель обновленного Основного Закона. Сделать это так, чтобы его положения гарантировали развитие суверенной Беларуси, благополучие наших людей, мир и гражданское согласие на белорусской земле. В состав группы вошли наиболее опытные эксперты, представители высших органов законодательной и исполнительной власти, Конституционного Суда, – рассказал Игорь Петрович. – Работа носила напряженный и принципиальный характер: было много дискуссий. Предложения и замечания высказывались не только членами рабочей группы. Поступали дополнительные инициативы от Совета Республики и Палаты представителей Национального собрания, Конституционного Суда, Правительства, профсоюзов. Также рабочая группа неоднократно встречалась с Главой государства. Именно Президентом, в частности, указано на необходимость перераспределения полномочий от Главы государства к другим органам власти, а также упрощения процедуры импичмента.

В итоге тщательно проработана каждая статья проекта, изменения затронули практически все разделы действующей Конституции. В общей сложности предполагается изменить преамбулу и 76 статей Конституции, исключить 2 статьи, дополнить текст 1 новой главой (о ВНС) и 11 новыми статьями.

О преамбуле

– По сути, Конституция – это манифест белорусского народа, утверждение его права на самобытное определение. Поэтому преамбуле, в которой в концентрированной форме обозначены основополагающие идеи и вектор развития страны, также уделяется серьезное внимание. Каждое слово, которое было добавлено, имеет очень важное значение для понимания ценностных ориентиров развития нашего государства. Преамбула дополнена положениями о сохранении национальной самобытности и суверенитета, культурных и духовных традиций. В обновленной преамбуле мы сообщаем и желаем своей стране мира, народу процветания, каждому благополучия. И готовы вместе реализовать эти цели, развивать их в основных положениях Конституции.

Всебелорусское народное собрание

– Рабочей группой сформулированы нормы, определяющие статус, порядок формирования и полномочия Всебелорусского народного собрания. ВНС станет высшим представительным органом народовластия, будет выполнять стабилизирующую и консолидирующую функцию в обществе. Особый статус ВНС обеспечивается участием в его деятельности представителей всех ветвей власти, органов местного самоуправления, а также гражданского общества. Собрание наделяется существенными полномочиями, в том числе принимать основные стратегические и программные документы страны, инициировать внесение изменений в Конституцию и принятие других законов, вынесение вопросов на республиканский референдум, принятие решения об импичменте Президенту. К числу полномочий ВНС также отнесены вопросы формирования важнейших конституционных органов – Конституционного и Верховного Судов, Центральной избирательной комиссии. Это пример передачи Собранию части президентских полномочий.

Еще один принципиальный момент – юридическая сила решений ВНС. Поскольку такие решения будут приниматься по важнейшим вопросам, то они должны носить обязательный характер. В этой связи закрепляется право Собрания на отмену правовых актов государственных органов и должностных лиц, не соответствующих интересам национальной безопасности.

Предусмотрено выступление Президента с ежегодным Посланием на заседании ВНС.

Об изменении полномочий других органов и должностных лиц

– Главное поручение Президента – чтобы перераспределение полномочий не стало самоцелью. В этой связи подготовленные изменения Конституции обеспечивают баланс полномочий. Сохраняя Беларусь президентской республикой, политическая система в Конституции выстраивается так, чтобы каждая ветвь власти была сбалансирована и имела рычаги воздействия на другую, если та становится на путь нарушения Конституции и законодательства. Если говорить о должности Президента, также предполагаются изменения, в том числе ужесточение требований к кандидатам на высшую государственную должность, введение ограничений по срокам для Главы государства (не более двух), упрощение процедуры импичмента.

О деятельности Правительства и Парламента

– Сегодня стоит вопрос об усилении позиций Правительства. Это нашло отражение, в частности, в том, что Премьер-министр будет самостоятельно вносить состав правительства на утверждение Президента и, как следствие, нести ответственность за его работу.

Определенные изменения ожидаются и в парламентской работе.

Назначение на должности всех «ключевых» руководителей, в том числе Премьер-министра, Председателя Комитета государственного контроля, Президентом будет осуществляться по предварительному согласованию с Парламентом.

Конституционная реформа и права граждан


–При работе над конституционными положениями, касающимися прав и свобод граждан, мы исходили из необходимости расставить акценты, обозначить ключевые задачи государства, стимулировать участие граждан в решении общих вопросов. То есть показать формы и модели взаимодействия граждан, общества, государства.

В избирательном процессе изменяются отдельные подходы. Конституционно закрепляется статус Центральной избирательной комиссии (уточняется ее наименование). Снимаются отдельные ограничения избирательных прав граждан. Урегулированы особенности, связанные с проведением выборов в единый день голосования в случае роспуска палат Парламента и местных Советов депутатов. Также сохраняется участие трудовых коллективов в избирательном процессе, поскольку трудовой коллектив, как объединение граждан, является одним из ключевых элементов политической системы.

Будут расширены полномочия конституционного Суда в избирательном процессе.

Какие посылы в новой Конституции адресованы зарубежным партнерам нашего государства


– Современные международные процессы актуализировали тему выстраивания добрых отношений со всеми странами. Предлагаемые поправки Конституции особо подчеркивают, что Беларусь исключает военную агрессию со своей территории в отношении других государств. Это закрепляет наш статус государства, придерживающегося исключительно миролюбивой внешней политики.

Строительство в Беларуси АЭС для обеспечения национальной экономической и энергетической безопасности сегодня многими оппонентами критикуется, особенно нашими ближайшими соседями. Однако за политизацией отнюдь неполитических факторов стоит задача подорвать доверие к действующей власти, сыграв на особо болезненной теме для  нашего человека. Поэтому на конституционном уровне мы заявляем о развитии атомной энергетики исключительно в мирных целях, обеспечении безопасности при производстве и использовании атомной энергии.

Основы Белорусской модели общестенного развития

В целом, все предложенные рабочей группой конституционные преобразования отвечают внутренним политическим, социальным и экономическим процессам, отражают потребности общества, соответствуют требованиям времени.

Благодаря Конституции в правовом поле закрепляются столпы Белорусской модели общественного развития:  сильное государство, социально-ориентированная рыночная экономика, традиционные христианские ценности. Работа над Конституцией будет продолжена с учетом результатов всенародного обсуждения подготовленных изменений.

Подготовила Наталья Селезнёва.


К списку записей раздела
Имя *
Заполните поле!!!
Текст комментария *
Заполните поле!!!
Введите код с картинки *
Заполните поле!!!
* - поля, обязательные для заполнения