Новости Слуцка и Слуцкого района
Главная / Общество / Образование

В ГУО «Ясли-сад №19 г. Слуцка» работают группы для детей с тяжелыми нарушениями речи

06.03.2021
Более 30 лет назад в ГУО «Ясли-сад №19 г. Слуцка» появились первые группы для детей с тяжелыми нарушениями речи. С 2012 года ясли-сад стал опорным по осуществлению образовательной интеграции для детей с особенностями психофизического развития.

В своей деятельности мы столкнулись с серьезной проблемой включения таких детей в процесс обучения и воспитания, в понимании их проблем, уважении и признании их прав на дошкольное образование. На протяжении последних трех лет педагогический коллектив детского сада работал над повышением профессиональной компетентности в работе с воспитанниками в условиях инклюзивного образования. Совместное участие воспитанников в физкультурно-оздоровительных и развлекательных мероприятиях, праздниках, фольклорно-обрядовых досугах  насыщает жизнь детей значимыми для них событиями, формирует навыки социального поведения, коммуникации и взаимодействия, подготавливает воспитанников к обучению в школе.


С сентября 2020 года ГУО «Ясли-сад №19 г. Слуцка» стал участникам реализации республиканского экспериментального проекта «Апробация содержания коррекционных занятий по формированию навыков социального поведения, коммуникации и взаимодействия у детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра». Основная цель проекта – апробирование и усовершенствование содержания коррекционных занятий по формированию навыков социального поведения, коммуникации и взаимодействия у детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра, определение его эффективности в коррекционно-образовательном процессе. Участие в республиканском проекте обусловлено увеличением числа детей с расстройствами аутистического спектра и недостаточностью методических разработок для реализации образовательного процесса.



В переводе с английского языка слово «аутизм» обозначает – ушедший в себя человек, или человек внутри себя. Особенностью детей данной категории являются трудности, которые возникают в общении, взаимодействии со сверстниками. Для них характерно неумение выразить свое эмоциональное состояние, в их действиях часто наблюдается асоциальное поведение, что выражается в излишней раздражительности, крике. Дети с расстройствами аутистического спектра, как правило, не могут соединить в одну цепочку детали каких-либо действий, отличить одушевленные предметы от неодушевленных, а человека видят не как единое целое, а в качестве «набора» отдельных частей тела. Все окружающие внешние влияния, прикосновения, свет, звук, тесный контакт оказывают на этих детей  раздражающее действие, поэтому чаще всего они замыкаются в себе и отказываются идти на контакт даже с близкими людьми.

Коррекционную работу с воспитанниками с расстройствами аутистического спектра  осуществляют учителя-дефектологи, педагог-психолог.

На занятиях с воспитанниками педагог-психолог М.А. Лапаник основное внимание направляет на развитие психических познавательных процессов (внимание, восприятие, памяти и др.), на создание условий, способствующих выработке положительной мотивации к деятельности. Важно отметить существующую привязанность ребенка с РАС к предметам и действиям. Поэтому в своей работе педагог-психолог использует интересные предметы, что в последующем будет способствовать успешной адаптации к учебной деятельности.



Учителя-дефектологи С.В. Рогач (на снимке), Н.Н. Жуйкова на занятиях с воспитанниками большое внимание уделяют формированию понимания значения простых жестов: приветствие, прощание, указание, просьба, поощрение, стимулируют установление зрительного контакта со взрослым, понимание простых инструкций. В процессе коррекционных занятий  дети получают определенные навыки самообслуживания. Результатом апробации содержания коррекционных занятий станет разработка методического пособия для педагогов учреждений дошкольного образования, работающих с детьми с расстройствами аутистического спектра по формированию навыков социального поведения, коммуникации и взаимодействия.

Создание необходимой адаптивной образовательной среды – одно из главных направлений деятельности коллектива. Предметно-пространственная среда групповых комнат направлена на содействие формирования личности ребенка в целом, стимулирование его активности, укрепление здоровья и создание психологического и функционального комфорта.

Коллектив яслей-сада – участник международного проекта «Совершенствование оказания ранней комплексной помощи в учреждениях дошкольного образования». Хорошим подспорьем в рамках этого проекта стала безвозмездная помощь, полученная по линии ООН (ЮНИСЕФ) в Республике Беларусь. Представительством Детского Фонда ООН нашему учреждению предоставлено игровое оборудование, предназначенное для программы сотрудничества, что несомненно улучшило материально-техническую базу учреждения. Оно способствовало эффективности оказания ранней комплексной помощи особенным детям, созданию инклюзивной среды, которая поможет ребятам освоить нормы и правила жизни в коллективе, а также подготовиться к обучению в школе.

Светлана ЖУК,
директор ГУО «Ясли-сад №19 г. Слуцка».
К списку записей раздела
Имя *
Заполните поле!!!
Текст комментария *
Заполните поле!!!
Введите код с картинки *
Заполните поле!!!
* - поля, обязательные для заполнения