Новости Слуцка и Слуцкого района Новости Слуцка
Главная / Общество / Образование

Какие новации ждут абитуриентов, рассказали в Минобразования

22.10.2022
Одиннадцатиклассникам и их родителям не терпится узнать, какие экзамены и в какой форме предстоит сдавать абитуриентам летом. Портал 1prof.by попытался прояснить ситуацию. С актуальными вопросами мы обратились к первому заместителю министра образования Ирине Старовойтовой.


Вступительная кампания-2023 будет полна новшеств и сюрпризов. Это и введение централизованного экзамена (ЦЭ), и увеличение набора «целевиков».

– Не исключаем ЦТ, как одну из форм вступительных испытаний. Это эффективная форма ранжирования абитуриентов для поступления в учреждения образования. Сегодня мы обсуждаем ЦЭ, потому что есть разные подходы к его организации, – рассказала первый заместитель министра образования Ирина Старовойтова.

Пока речь идет о том, что абитуриенты будут сдавать два централизованных экзамена – по русскому или белорусскому языку (на выбор), а второй предмет – по усмотрение школьника. Ранее анонсировалось, что вторым обязательным централизованным экзаменом станет математика, но пока вопрос остается открытым. В Министерстве образования готовы выслушать предложения белорусов.

– С точным порядком вступительной кампании-2023 мы постараемся определиться уже в ближайшее время. Министерство образования понимает, что для 11-классников это год подготовки к вступительной кампании. Кто-то завершает обучение на уровне среднего образования, таким ребятам надо аттестоваться и с комплектом полученных документов поступать в высшие учебные заведения, – отметила Ирина Старовойтова.

Национальный детский технопарк – путь в студенты

Ирина Анатольевна рассказала, что сделано за последние годы в системе образования и какие направления в ближайшем будущем планируется развивать.

– В первую очередь, всех интересует Кодекс об образовании. Долгожданный документ, который был принят относительно недавно. Вообще в Беларуси кодификация в системе образования произошла в 2011 году. Нынешний Кодекс готовился достаточно долго – более 5 лет его рассматривали, обсуждали, вносили изменения. Это комплексный системный документ, который, по сути, регулирует всю систему образования, – поделилась Ирина Старовойтова.

Успехов за последние несколько лет в системе образования достигнуто немало. К примеру, в 2021 году в Беларуси заработал Национальный детский технопарк.

– Построено уникальное здание с общежитием. Приобретено необходимое оборудование, чтобы ребята там осуществляли научно-исследовательскую деятельность. В правила приема уже внесены нормы, касающиеся льгот для поступающих после обучения в Национальном детском технопарке. Там будет 15 основных тематических направлений, по которым ребята смогут выполнять исследования. У некоторых появится шанс поступить без экзамена и без ЦТ ведущие вузы страны, – прокомментировала первый заместитель главы ведомства.

Особенности университетских олимпиад

Еще одно любопытное новшество в правилах приема касается университетских олимпиад.

– Впервые в нашей стране их проведут в 2023 году. Мы долго обсуждали подходы к организации университетских олимпиад: чем они принципиально будут отличаться от республиканских, какие льготы появятся у победителей. В настоящий момент разработано положение о проведении университетских олимпиад. Министерством определен перечень вузов, которые будут проводить университетские олимпиады. Пока это будут региональные высшие учебные заведения. Вузовские олимпиады затронут практически все предметы общего учебного плана среднего образования. До 15% от контрольных цифр в регионах могут быть обеспечены с помощью университетских олимпиад, – пояснила специалист ведомства.

Дистанционное образование

Норма, которая появилась в Кодексе об образовании и о которой можно долго говорить отдельно – это официальная дистанционная форма обучения. Ранее она считалась разновидностью «заочки».

– Чтобы узаконить так называемую «дистанционку», необходимо было изучить множество нормативно-правовых документов, постановлений, положений Министерства образования. Тема оказалась непростой. Главное условие – к такой форме обучения должен быть технически готов университет, а также должно хватать профессорско-преподавательского состава. Чтобы все получилось, необходимо обеспечить равные условия для всех и высокий уровень качества образования, – поделилась Ирина Старовойтова.

Сейчас Министерство образования завершает работу по подготовке документов.

Профессионально-техническое образование характеризуется своей практикоориентированностью, поэтому на данной ступени только IT-специальности можно будет постигать через дистанционную форму обучения. В высших учебных заведениях список чуть шире.

– Важно не только дать необходимый объем знаний, нужны еще коммуникация, взаимодействие. Важно жизнеустройство студенческого общества, которое дает возможности для реализации личности в самых различных ее проявлениях. То, какого мы человека сформируем, какие у него будут личностные качества, плюс профессионализм компетентность – эти составляющие для процесса обучения остаются основополагающими везде – от детского сада до курсов повышения квалификации, – прокомментировала собеседница.

Расширение важнейших гуманитарных дисциплин

По словам Ирины Старовойтовой, в 2022 году в вузах Беларуси изменения коснулись целого блока гуманитарных дисциплин.

– Введены новые учебные программы по истории белорусской государственности, философии и современной политэкономике. Учебные пособия были изданы к 1 сентября. В течение этого года мы будем анализировать информацию, получать обратную связь от преподавателей. Этот год можно считать экспериментальным. Мы готовы быстро и оперативно что-то скорректировать, если это понадобится. Кроме того, в этом году введены некоторые электронные пособия для студентов, – уточнила первый заместитель министра.

Плюсы сетевой подготовки

Положение о сетевой подготовке было издано Министерством образования не так давно.

– Тема развивалась из ресурсных центров, которые развиваются в Беларуси активно в рамках профтехобразования. В настоящий момент у нас действует  52 таких ресурсных центра. Они оснащены новейшим оборудованием. Одна из задач, которую нам удается успешно решать – это опережающее обучение наших специалистов. Мы можем организовать в таких центрах обучение через систему повышения квалификации, обучающие курсы, готовить специалистов из других колледжей и даже университетов. Сетевое взаимодействие дает возможность готовить военные кадры в университетах, где военных кафедр нет, – отметила эксперт.

Министерство образования планирует и дальше развивать ресурсные центры. – Наша основная задача – чтобы они работали эффективно. Чтобы все те, кто заинтересован в такой подготовке, получили знания. Не ресурсный центр определяет, что нужно заказчику, а сам заказчик. Каждая группа – это новая программа с использованием современного оборудования. Данное направление будем развивать не только на уровне ПТУ, но и в рамках университетской подготовки, – поделилась Ирина Старовойтова.

Кроме того, у министерства есть планы обеспечить возможность студентам вузов получать рабочие специальности.

– В общем образовании у нас есть возможность готовить кадры с присвоением квалификационного разряда. Получается, что сегодня школьник может получить необходимые компетенции по выбранной из 70 предлагаемых специальностей. Сдал экзамен – получил разряд. Перед тем как стать руководителем, неплохо пройти все ступеньки выбранного направления: от рабочего до управленца высокого уровня. В высших учебных заведениях есть запрос от студенческого сообщества иметь возможность получать знания и разряды рабочих квалификаций. Тема студенческих отрядов, к слову, также широко востребована. Молодые люди стремятся получить разряд в соответствии с работой, которую выполняют. Студенты понимают: если я получу разряд, это уже будет другая система оплаты. Такую возможность мы нашли – финансируем такую подготовку через БРСМ, – резюмировала собеседница.

Наталья МАРЦИНКЕВИЧ


К списку записей раздела
Имя *
Заполните поле!!!
Текст комментария *
Заполните поле!!!
Введите код с картинки *
Заполните поле!!!
* - поля, обязательные для заполнения